«В распространенной пресс-службой президента Армении информации касательно встречи президента Сержа Саргсяна с президентом Ирана Хасаном Рухани также нашло свое отражение обсуждение темы обмена газа и электроэнергии в формате Армения-Иран-Туркменистан. Это создает условия для армянских политиков придавать новый характер пиара отношениям с Ираном, в том числе с Туркменистаном. А реальность совсем иная».
Об этом отмечает директор Центра политических инноваций и технологии Мубариз Ахмедоглу.
«Иран не такой как прежде. Прежний Иран ставил табу на реализацию региональных проектов, которые бы воспринимались Азербайджанской Республикой как враждебные. По имеющейся у нас информации, руководство Армении осведомлено об этом табу. Иран перестраивает свою внутреннюю политику с учетом нынешних геополитических реалий.
В этом и заключается суть недовольства между членами «Сепах» и сторонниками президента. В такой ситуации поведение группы иранских чиновников может строиться на собственных корпоративных интересах. Все происходит под руководством Верховного лидера.
Видимо, в Армении не знают про эти реалии Ирана. Точкой опоры Армении является группа иранских чиновников, растерянных от происходящего в Иране. Это те чиновники, которые получили грин-карту или визу посредством Армении или Грузии и отправили членов семьи и имущество в США, а также те чиновники, которые собираются реализовать этот процесс. Таких много в команде Рухани. Борьба между «Сепах» и командой Рухани рано или поздно коснется их самих. Тема оккупации мусульманских земель в самых верхних кругах Ирана полностью отличается от того, что говорят такие как Бахрам Касеми», - сказал М.Ахмедоглу.
«Один из армянских депутатов парламента Ирана Жоржик Абраамян предложил армянам не создавать шумиху из-за заявления Бахрама Касеми. По мнению Абраамяна, из этого заявления не стоит делать выводов о том, что отношение Ирана к Армении хорошее, а к Азербайджану - плохое. Азербайджан является основным государством, к которому обращается Иран в экономических и энергетических коммуникациях. Это подтверждают заявления Рухани и недавнее отношение вице-президента Джахангири к строительству железной дороги между Ираном и Азербайджаном. Армяне в определенной степени повысят свои знания, если сосредоточат внимание на заявлениях, сделанных на эту тему и двумя официальными лицами Ирана в России.
Политическая элита Армении в целом не в состоянии понять тему Туркменистана. Туркменистан в настоящее время не поставляет газ в Иран. Иран ранее обвинял Туркменистан в прекращении поставок газа, грозился международным судом. Сейчас Иран отказался от претензий к Туркменистану. Торговый атташе Ирана по Туркменистану Рахматулла Хормали связал причину прекращения Туркменистаном поставок газа в Иран с изменением цен на газ на мировом рынке. Хормали заявил о том, что они следят за этой ситуацией. К тому же Иран проложил газопровод из центра в приграничные с Туркменистаном районы. Сейчас Иран не только не нуждается в покупках газа у Туркменистана, а в целом провел новую диверсификацию поставок газа в северо-восточном направлении, и эта диверсификация во вред Армении. Поэтому к покупке армянами газа у Туркменистана посредством Ирана правильнее относиться как к взрыву воздушного шара. Президент Армении считает, что Россия испугается этого взрыва воздушного шара.
Саргсян, встретившийся 5 августа с Рухани, точно знал, что РФ под предлогом ремонта газопровода приостановила 3 августа поставки газа в Армению сроком на месяц. Это произошло по политической причине, Армения ведет двойную игру. Участвует в военных учениях НАТО, военнослужащие США и Великобритании проводят военные учения на территории Армении.
Таким образом, этот взрыв воздушного шара Саргсяна может отличиться неприятным запахом. Однако Иран может наполнить этот шар легковоспламеняющимся газом. А это обожжет руки и лицо взорвавшим шар», - резюмировал политолог М.Ахмедоглу.