«Дорога развития»: Грузия открывает Армении доступ к России?
«Дорога развития»: Грузия открывает Армении доступ к России?

Россия и Грузия договорились приступить к реализации подписанного в 2011 году договора «О торговых коридорах» между двумя странами через сепаратистские регионы – Абхазию и Южную Осетию.

Об этом стало известно по итогам многочасовых переговоров в Праге 10 июля, где участвовали замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе.

Как сообщает российская газета «Коммерсантъ», стороны договорились перейти к оформлению контрактов со швейцарской фирмой SGS, которая будет контролировать движение товаров и грузов из России в Грузию и обратно через «торговые коридоры» по территории Абхазии и Южной Осетии.

Для этого в ближайшее время должна быть сформирована трехсторонняя российско-грузино-швейцарская рабочая группа по имплементации соглашения, сказал Абашидзе, добавив: «Мы договорились, что консультаций на этот счет больше не будет: пора перейти к оформлению конкретных соглашений».

Все «за» и «против»

Открытия железной дороги из Грузии в Россию очень ждет Армения, для которой этот маршрут стал бы более доступным и надежным способом доставки грузов на территорию стран Евразийского союза.

На сегодняшний день транспортировка товаров из Армении в Россию осуществляется через КПП «Верхний Ларс» на границе РФ и Грузии, единственный сухопутный переход. Эта дорога проходит в горной местности, и весьма ненадежна, так как зависит от погодных условий.

Касательно договоренностей между Карасиным и Абашидзе в Праге, в Ереване поспешили заявить: армянская сторона будет рада, если «дружественные страны постепенно улучшат свои отношения».

«Армения только выиграет, если будет позитивный прогресс. Открытие этих коридоров станет для Армении дорогой к развитию. Стране нужны альтернативные пути для экспорта товаров», — цитирует издание Sputnik Armenia вице-спикера армянского парламента Эдуарда Шармазанова от 12 июля.

Однако уже на следующий день Зураб Абашидзе заявил, что Армении не следует надеяться на открытие транспортного коридора через Абхазию.

По его словам, переговоры между Россией и Грузией ведутся на тему имплементации соглашения от 2011 года о мониторинге грузооборота, и нет речи о дополнительных предусловиях, которые позволили бы Армении надеяться на открытие торгового коридора через Абхазию, цитировало его грузинское издание Грузия On-line.

Однако следует напомнить, что подписанный в 2011 году документ позволяет сторонам торговать и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий.

Руководство сепаратистских грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии в свою очередь утверждает, что не допустит транзита через свою территорию, так как без их участия ничего решаться не может.

Что к чему

Помочь разобраться в этой непростой ситуации мы попросили азербайджанского политического аналитика, главу Центра стратегических исследований Азербайджана Фархада Мамедова.

Вопрос открытия железнодорожных сообщений между Грузией и Россией через Абхазский регион актуален с середины 1990-х годов, отметил он. Процесс приостановился в 2008 году в связи с военными действиями и последующим отделением двух грузинских сепаратистских регионов.

Сегодня открытие участка железной дороги через Абхазию и Южную Осетию также проблематично, так как встают вопросы наличия таможенных пунктов на границе Грузии с Абхазией и на границе Абхазии с Россией.

Даже если вдоль этой железной дороги будут стоять таможенники третьих стран, то это фактически будет означать признание Абхазии в качестве независимого государства, или же в какой-либо форме признание этого государственного образования», — сказал Ф.Мамедов в интервью www.amurutro.ru.

Несмотря на очевидное наличие интереса у Грузии в расширении своих транспортных маршрутов в регионе, грузинская общественность в своем большинстве, особенно после войны 2008 года, крайне негативно относится к любым формам открытия участка железной дороги через Абхазию, рассказал политолог.

Армения пытается выйти из изоляции

Армения использует любую возможность, чтобы выйти из изоляции, в которой страна оказалась в связи с последствиями вооруженной агрессии по отношению к Азербайджану и созданием нагорно-карабахского конфликта в регионе, отмечает Фархад Мамедов.

Учитывая свою крайнюю потребность в железнодорожном сообщении с Россией через Грузию, а также пользуясь положением единственной страны ЕврАзЭС, имеющей сухопутную границу с Ираном, Ереван играет на интересе стран региона к Ирану как к потенциальному торговому партнеру.

«Не первый десяток лет Ереван продвигает фантомный проект строительства железной дороги Иран–Армения, который, как предполагается, впоследствии должен стать частью ж/д линии Грузия–Россия, — рассказывает Ф.Мамедов. – То есть армянская сторона хочет, чтобы страны ЕврАзЭС, заинтересованные потенциалом сухопутной торговли с Ираном, надавили на Грузию в вопросе открытия железной дороги в Россию через Абхазию и Южную Осетию».

Первоначальное строительство железной дороги между Ираном и Арменией длиной в 300 км оценивается в 3–4 млрд долларов. Однако, как отмечает политолог, участок дороги сложный, потребуется постройка порядка 60 туннелей, потому цена в итоге может возрасти. Однако стать инвестором предлагаемого проекта Армения не может по причине отсутствия финансовых ресурсов.

«Здесь всплывает и еще один вопрос: у Армении нет национальных железных дорог, — говорит он. — Железные дороги Армении принадлежат дочерней структуре Российских железных дорог, а насколько российские ж/д заинтересованы в проекте с Ираном, и имеются ли на это свободные средства, тоже очень большой вопрос», — сказал Фархад Мамедов.

«Более того, реализации железнодорожного сообщении между Ираном и Арменией не имеет смысла без открытия абхазского участка, то есть без выхода товаров через территорию Армении сухопутным путем на российский или европейский рынок», — добавил он.

Конкуренция

Учитывая множество возможностей и предложений расширять транспортные маршруты в регионе, в оценках проектов нужно исходить, в первую очередь, из экономической целесообразности, подчеркнул глава ЦСИ.

В этом контексте он отмечает, что Азербайджан со своей стороны предлагает альтернативные варианты железнодорожного сообщения. В частности, в настоящее время представители ж/д сфер Ирана, Азербайджана и Грузии ведут переговоры по строительству железной дороги, которая бы связывала эти три страны и вела к портам на Черном море.

«Уже идет работа по синхронизации железнодорожного сообщения между Ираном и Азербайджаном. Учитывая, что функционирующее железнодорожное сообщение между Азербайджаном и Грузией уже существует, проект по объединению ж/д полотна трех стран имеет все шансы быть реализованным в достаточно короткие сроки и без участия Армении», — говорит Фархад Мамедов.

«Так как у Армении нет свободных финансовых ресурсов на реализацию инициируемых ею транспортных проектов, по своей экономической целесообразности они уступают в конкуренции с теми транспортными маршрутами, которые представляет Азербайджан», — подытожил он.

www.amurutro.ru

Источник

17.07.2017 8:44
Комментарии к этой новости временно закрыты.
Технологии
Здоровье
Межбанк
USD EUR RUR
Покупка (грн.)
25.90 28.875 0.435
Продажа (грн.)
26.19 29.400 0.463
Новости России
Экономика и бизнес
Наука и технологии
Здоровье и красота
Новости спорта
Новости партнеров