Такси четвертый раз

Амурское утро
Интернет-сайты, специализирующиеся на кино, наперебой пророчат фильму Люка Бессона «Такси-4» провал. «Все ясно указывает на то, что это последняя и самая неудачная часть «Такси», — пишут обозреватели, а под их опусами зрители оставят массу восторженных комментариев по поводу премьеры.

Такси четвертый раз

Все-таки удивительный парень этот Люк Бессон. Причин, по которым он сам себе мог бы воздвигнуть пару-тройку прижизненных памятников, выше крыши, и перечислять их бессмысленно. Все и так знают, что одной только короткой фразой «Люк Бессон представляет» можно обеспечить солидные сборы любой, даже самой непритязательной картине.

А уж если мастер сам усаживается в режиссерское кресло — жди бестселлера. Правда, по собственному заявлению неугомонного француза, режиссурой он больше заниматься не намерен, но это не беда. Во-первых, в любом фильме, который он берется продюсировать, рука создателя «Пятого элемента» видна с последнего ряда без театрального бинокля. А во-вторых, кто знает, что завтра взбредет в голову месье Бессону — человеку, который, похоже, в самом начале своей карьеры в кинобизнесе надел какой-то хитрый бронежилет, который надежно защищает его от артиллерии критиков. А может, просто шкура у него толще, чем у более чувствительных коллег.

ДРОБЬЮ ПО СЛОНУ

Придираться к любой из частей «Такси» абсолютно бессмысленно. Это уже давно не многосерийное кино, а очень удачный проект, долгожительство которого определяется сугубо готовностью главных актеров снова перевоплотиться в Даниэля, Эмильена, Жильбера и Петру. От критики с любым знаком в этом случае вообще ничего не зависит. Невезучий полицейский и сообразительный таксист, став национальными героями Франции, так же легко покорили и всю остальную часть суши, где смотрят кино. Так что, какой бы чепухи ни наплел сценарист (Люк Бессон, конечно) в очередном сиквеле-триквеле, от нее становится только смешнее.

Вспомните, как все начиналось. Первая часть вызвала в пять раз больше восхищенных воплей, чем все последующие вместе взятые — если говорить о сюжете, съемках, спецэффектах и так далее. Тогда мы еще не были знакомы со всей этой чокнутой компанией, поэтому слишком много внимания уделяли трансформациям белоснежного такси Даниэля и впечатляющему количеству разбитых всмятку автомобилей с маркировкой французской полиции.

«Такси-2» послужило своеобразным мостиком в страну всеобщего обожания. Мы больше узнали о полоумных коллегах Эмильена (это явная тенденция: с каждой серией личный состав комиссариата полиции Марселя становится все безумнее) во главе с неадекватным комиссаром, вникли в личную жизнь обоих главных героев и заодно понаблюдали за игривой, но безоговорочной победой над грозными, но плохо подготовленными якудза.

И все. Третье «Такси» хоть и рассказывало нам о коварной организованной преступной группировке, состоящей сплошь из плохих Санта, но запомнилось больше другое. Например, выяснение отношений между двумя влюбленными парами, ставшее родным сумасшествие комиссара Жильбера и генерала Бертини, а также явление Сильвестра Сталлоне в качестве пассажира «такси с сюрпризом», которого даже в титрах не указали — клиент и клиент, ничего тут особенного нет.

БЕЛЬГИЕЦ НОМЕР ОДИН

Все вышесказанное ведет к одному конкретному выводу. Тем, кто ждал от четвертой части «Такси» чего-то ранее невиданного и особо выдающегося, остается только посоветовать пить поменьше кофе и побольше пустырника. Откуда оно возьмется, спрашивается, это небывалое, в истории про наших старых знакомых? На премьеру нужно было идти с легким сердцем в предвкушении полутора часов здорового смеха — в этом плане «Такси-4» абсолютно честный фильм.

Итак, Эмильен и Даниэль слегка (самую малость) остепенились, делая определенные уступки семейной жизни, обзавелись быстрорастущими сыновьями и, честно говоря, откровенно скучают от однообразия жизни. Впрочем, оно незамедлительно нарушается. Марсельской полиции на поруки оставляют преступника номер один в мире — опаснейшего грабителя, убийцу, революционера, патриота и бельгийца, которого Эмильен сотоварищи должны неусыпно охранять до самого утра, прежде чем негодяя отправят в дальнейший путь к скамье подсудимых.

Сами понимаете: французы прошляпят бельгийца, Эмильен снова лишится значка и будет жаловаться Даниэлю на несправедливость судьбы, заставившей его полюбить работу, к которой он совершенно не приспособлен, после чего общими усилиями друзья отправятся избавлять бывшего полицейского от эпитета «бывший». Параллельно с этим Петра, жена Эмильена на все руки и ноги, принимает участие в секретнейшей операции, которую проводит не менее секретное подразделение то ли полиции, то ли комитета госбезопасности. Так или иначе, от психов из комиссариата их отличает только внешний вид а-ля люди в черном и техническая оснащенность. С мозгами все та же, общая для представителей французской исполнительной власти беда.

Остальное надо смотреть, хоть любому и понятно, что, немного перепутав планы друг друга, друзья вернут за решетку беглого негодяя, развезут всех, кого нужно, по адресам точно в назначенное время, уложат спать детей, и если за кем и не уследят, так это за буйным комиссаром полиции, который, впрочем, еще никому не позволял устанавливать над собой контроль. Особенно самому себе.

Сравнительно с предыдущими частями, в сюжете четвертой очень мало гонок и аварий, что не помешало авторам учесть практически все фирменные фишки сериала. Есть и шутка с радаром, и отвратительное самочувствие неподготовленных клиентов в конце поездки на такси Даниэля, а старый вояка-генерал, он же тесть самого обаятельного таксиста Франции, все так же пучит рыбьи глаза и этим веселит публику. Место Сталлоне на заднем сиденье занял реальный футболист мировой величины Сиссе. Его Даниэль привезет непосредственно на поле, за секунду до свистка.

ДВА СЧЕТЧИКА

Полный зал кинотеатра хохотал над происходящим на экране с первой до последней сцены. Не знаю, какие еще доводы нужны капризным критикам, чтобы они наконец-то признали — «Такси-4» ничем не лучше, но и не хуже предыдущих частей.

Да, в сценарии появилось больше шуток в стиле «тортом в морду», но их и раньше было немало. Скажите спасибо, что Эмильен на этот раз по обыкновению не свалился в помойку, а то это действительно стало уже надоедать. Подобный юмор всегда был характерен для французских комедий — вспомните фильмы с Пьером Ришаром, которые считаются классикой жанра — мало там он бегал в трусах или обливался водой? Не говоря уже о комедии «Суп с капустой» с Луи де Фюнесом, которую время от времени демонстрируют по центральным российским каналам, не щадя высокоморальных домохозяек и невинных дошкольников. Где вы видели комедию положений, чтобы там героям хоть раз не было стыдно за самих себя?

Да, «малыш Даниель» все меньше показывает чудеса, на которые способен его выдающийся автомобиль с шашечками на крыше. Но это тоже оправданно — невозможно в многосерийной комедии каждый раз делать упор на одно и то же. В первых двух частях веселые друзья поколотили столько разнообразных транспортных средств, что еще на две части хватает. Теперь пришла пора перехода на личности. Личностей в четвертом «такси» предостаточно — от полицейского-растамана до безумного бельгийца, стреляющего исключительно по-македонски, с двух рук.

Насчет бельгийца вообще отдельный разговор. Похоже, создатели «Такси», выставив французскую полицию на посмешище (между прочим, это далеко не первый случай), сочли это оправданием для издевательств над гражданами других стран, иногда выходящих за рамки не только политкорректности, но и обычного чувства такта. Мало того, что все эти колоритные незаконопослушные гости Марселя непременно садятся в самую грязную городскую лужу, они перед этим успевают качественно опозорить всю свою страну. Чего стоит только сцена с «ужасной пыткой», которую Жильбер применяет к арестованному гражданину Бельгии. Впрочем, судя по всему, на Бессона не обижаются.

Так что, как бы ни пытались те или иные кинокритики отвлечь наше внимание от самой кассовой комедии в истории французского кино, все равно хочется надеяться, что Сами Насери и Фредерик Диффенталь, незаменимые исполнители главных ролей, невзирая на течение лет, занятость и личную жизнь, согласятся поучаствовать хотя бы еще в одной части сериала. Что-то же должно еще случиться с этими парнями, кроме заслуженного отдыха? А если такси не пылится в заброшенном гараже, оно нас непременно хоть куда-нибудь, но вывезет. Принцип «каждая пятая поездка — бесплатно» здесь, конечно, не сработает. Но за быструю и профессиональную доставку не жалко и заплатить.

Андрей Кубич