Волкодав

Амурское утро
Три года работы. Бюджет более двадцати миллионов долларов. Постоянные отсрочки и переносы премьеры. Его ждали долго, наконец он пришел в Благовещенск. «Волкодав из рода Серых Псов» — новый фильм Николая Лебедева по мотивам романа Марии Семеновой. Он не про собак, вообще-то, а про людей…

Волкодав

Единственный выживший мальчик, на глазах которого сжигают его родовую деревню и убивают родителей, проходит каторжные муки Самоцветных гор и вырывает для себя свободу ради одного: отомстить за истребление рода Серых Псов. Он становится могучим воином, получившим в рудниках имя Волкодав. Расправившись с кунсом Людоедом, уничтожившим его племя, Волкодав отправляется в стольный город Галирад.

Кнес Галирада, стремясь спасти город от разорения и набегов банды полумифического Жадобы, сватает свою дочь Елень за молодого воина Винитара, обещающего защиту Галираду. У Волкодава с Жадобой личные счеты, ведь это тот человек-волк, от руки которого погибла его мать. Дважды спасая кнесинку от неминуемой смерти, Волкодав завоевывает право быть ее телохранителем и, следовательно, встретить на пути своего кровного врага. В дороге Волкодав начинает понимать, что Жадоба не просто воин, а могущественный колдун, стремящийся открыть Небесные Врата и пробудить богиню смерти Морану. А для этого, помимо ключа, ему нужна кровь кнесинки…

Казалось, что в экранизацию культового романа Марии Семеновой вложено столько сил, времени и денег, что испортить фильм просто невозможно. Премьера назначалась на конец 2004-го, 2005-го, на август прошлого года. Фанаты книги и просто любители фэнтези, как американские солдаты фотографией обнаженной Мэрилин Монро, любовались скриншотами из фильма, жадно ловили каждую новость со съемочной площадки. И вот, когда в Интернете появились трейлеры к фильму, основная часть страждущих вздохнула с облегчением: фильм на подходе, а избранные кадры действительно впечатляют.

Но прошло две недели с массовой премьеры, а народ по большей части плюется и ругает результат трехлетнего труда съемочной группы. Сложно остаться беспристрастным, когда видишь, что сюжет любимой книги безнадежно испорчен, а атмосфера кино не тянет даже на троечку с плюсом. Нет пока в России режиссеров, подобных Джорджу Лукасу и Питеру Джексону, которые могут снимать сложнопостановочное кино со множеством батальных сцен (казах Бекмамбетов не в счет). Традиции фэнтези и фантастики в отечественном кино (в отличие от литературы) пока еще очень молоды — из крупных проектов вспоминается лишь «Дозорная» дилогия по романам Лукьяненко. «Отец» Антона Городецкого сам писал сценарий к фильмам. И, несмотря на коренные изменения в сюжете, обе ленты смотрятся очень органично: Городецкий — это Городецкий, Светлые воюют с Темными, а Инквизиция молчаливо взирает на все это, не вмешиваясь до поры до времени. Также впечатляет и картинка: баснословные суммы, потраченные на спецэффекты, не улетели в черную воронку над Москвой, а потрачены с умом. Детище же Николая Лебедева, на мой субъективный взгляд, не может похвастаться ни тем, ни другим.

«Волкодав» снят достаточно зрелищно. Сцена покушения на кнесинку с летящими ножами, белые призраки, напоминающие оживший туман из пугачевского «Айсберга», о которых в книге, кстати, не было ни слова. Трюки, спецэффекты. Но такое ощущение, что самые проблемные места режиссер компенсировал минимальной освещенностью — в темноте огрехи заметить сложнее. Поэтому битвы выглядят не слишком ярко: либо это общие планы с кучей массовки, либо непонятное мельтешение в почти кромешной тьме. Кроме того, режиссер будто бы специально смакует самые мерзкие моменты — вырезание деревни Серых Псов, и в особенности жесточайшее убийство беременной матери Волкодава. Даже неблагородное зло можно изобразить не столь откровенно, и при этом у зрителей все равно сжимались бы кулаки от гнева.

Метаморфозы сюжета фильма в сравнении с сюжетом книги напоминают зачистку родной деревни Волкодава. Как в поселении Серых Псов варвары, ведомые кунсом Людоедом, камня на камне не оставили, так и Лебедев, ставший еще и автором сценария, почти ничего не сохранил от оригинального текста зачинательницы славянского фэнтези как жанра. Самое печальное — безнадежно утеряна славянская атмосфера книг Марии Семеновой — историка и слависта по образованию. Каким бы дорогостоящим и роскошным ни получился созданный на съемочной площадке Галирад, нет в нем духа того времени, и выглядит он поэтому каким-то лубочным.

Сравнивать фильм с книжным первоисточником бессмысленно: многие сюжетные линии безжалостно уничтожены, а лебедевские персонажи коренным образом отличаются от семеновских. Даже Волкодав — молчаливый нехаризматичный и косноязычный воин, владеющий приемами древнейшей борьбы, — несколько «оголливудел». Нисколько не умаляю заслуг Александра Бухарова — его игра близка к идеалу. Но киношный Серый Пес, который в начале фильма на равных бьется со стражниками и едва не погибает от руки Людоеда в бою один на один, в финале чисто поголливудски разбрасывает врагов пачками. А освобождая Елену, пять секунд обменивается с ней любезностями. Противники в это время скромно дожидаются, когда же он уделит им внимание.

Вообще же фильм просматривается с перманентным ощущением дежавю. Финальная битва на мосту очень уж напоминает встречу дозорных Темных и Светлых, только что в Мордорских декорациях. Во время драки Волкодава с Жадобой некоторые зрители кричали «Балрог, Балрог!», намекая на поразительное сходство эпизода со сценой из «Властелина колец». Сразу же мы видим картинку из «Горца», где в меч Кристофера Ламберта бьет молния. Когда Волкодав лихо отмахивается световым мечом от «дозорной» воронки, он уже не Гэндальф и не бессмертный Горец, а Люк Скайуокер.

Подумалось почему-то, что представленная «экранизация» романа — богатейший материал для стеба в исполнении студии Гоблина. Аллюзии лежат на поверхности, не надо изобретать ничего нового, как это было с «Властелином колец» или «Ночным базаром». Впрочем, люди, книгу Семеновой не читавшие, взирают на происходящее на экране другими глазами. Для них «Волкодав» — новый качественный продукт отечественного кинематографа. Однако гаснет экран, доеден попкорн, в зале включается свет, а в памяти остается могучий воин и его битва с почти вселенским злом. А вовсе не простая истина, которую режиссер, по его собственным словам, пытался донести весь фильм, — «Миром правит любовь».

ПРОСТО ФАКТЫ:

На съемки «Волкодава» потрачено 10 миллионов долларов. Эта цифра на два миллиона перекрыла бюджет «Дозоров» вместе взятых.

Натурные съемки фильма прошли в Словакии. До утверждения этой восточноевропейской страны были забракованы Болгария, Македония, Черногория, Чехия. Несмотря на очевидную красоту Карпат или Балкан, большинство здешних горных пейзажей были признаны негодными для будущей картины именно по причине своей явной и хорошо узнаваемой «красивости», больше подходящей для рекламных проспектов, чем для кино в жанре фэнтези.

В эпизоде сожжения деревни Серых Псов на воинах Людоеда надеты не волчьи, а овечьи шкуры. Из-за заминки по вине словацких партнеров чуть было не сорвался эпизод. Пришлось перекрашивать привезенные из Москвы «про запас» овечьи шкуры, которые в итоге выглядели вполне натурально.

По мотивам фильма компанией «Акелла» уже выпущена игра. Сюжет этого ролевого проекта во многом повторяет сюжетную линию фильма, но не ограничивается ею. История дополнена подробностями книги, которые не вошли в кинокартину. «Волкодав: месть Серого Пса» предполагает нелинейный сюжет, по завершении которого можно будет продолжить свободное прохождение.

Кроме того, у фильма появился клип на песню группы «Алиса» «На пороге неба», которая войдет в новый альбом легенд русского рока.

«Волкодав» стал пятым юбилейным фильмом режиссера Николая Лебедева.

Кстати, композитор Алексей Рыбников, создавший музыку к фильму, написал такие великие вещи, как рок-оперы «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», музыку к фильмам «Приключения Буратино», «Тот самый Мюнхгаузен» и многим другим.

Антон Коваленко