Сага о бывшем бандите

Амурское утро
В нашей рубрике «Прокат» мы обычно обсуждаем фильмы, выходящие на «большой экран» нашего города. Но пройти мимо телевизионного сериала про Нестора Ивановича мы просто не имели права. В нашей традиционной рубрике: «Девять жизней Нестора Махно» — сага о бандите.

Сага о бывшем бандите

Одиозная персона батьки Махно, которого теперь, кстати, называют Нестором Ивановичем, пользуется в последнее время небывалой популярностью. Сегодня уже никто не смеет называть его бандитом и убийцей, как это делали в советскую эпоху (до сих пор перед глазами стоит его отвращающий портрет в учебнике истории).

Сегодня о нем слагают саги, пишут книги и снимают сериалы. Учитывая, какое количество мыльных опер крутится по всем отечественным каналам, этот не мог не привлечь внимания. «Девять жизней Нестора Махно» оказался сериалом неоднозначным — и в первую очередь потому, что речь в нем идет о реально существовавшем персонаже, на жизнь и деяния которого почти у каждого есть собственная точка зрения.
Багровые реки по-русски
Да и куда ей деваться, этой точке — кровавые реки времен Гражданской войны интересуют многих. И тот факт, что сегодня мы можем узнать что-то пооригинальнее и поважнее, нежели изобретение тачанки и войну на обе стороны, в принципе положителен. С другой стороны, мы живем в стране, к истории которой всегда относятся с особым садизмом ее же собственные граждане, постоянно впадая в крайности. Вот и на этот раз из бывшего антигероя делают птицу самого что ни на есть высокого полета, забывая, что тогда было очень нехорошее время. Время, в которое не было хороших, а были красные, белые, зеленые и еще черт знает какие, и у каждого цвета имелись свои причины стрелять, грабить, насиловать и вообще воевать.

«Девять жизней» — сериал с не очень хорошим оттенком запаха. Заинтересованных в возвеличивании образа Махно угадать нетрудно, да и не тот это случай, чтобы вот так спокойно отбивать поклоны украинскому национализму — совсем недавно этот национализм принес немало страданий нашим соотечественникам, волей судьбы оказавшимся там на ПМЖ. Но многосерийный фильм и снят не вчера-позавчера, и свежим его назвать трудно: еще в прошлом году он, как в старые добрые времена, был положен чиновниками на запыленную полку и лишился права быть продемонстрированным не то что на Первом, а вообще на любом канале.

То, что жарким летом 2007 года сериал все-таки вышел, да еще и на главном правительственном канале, говорит в первую очередь о каких-то переменах, позволивших подобному сериалу оказаться на экране. Но игры патриотов и политическая неразбериха — не то, о чем мы должны говорить в этом материале. В первую очередь нас интересует симбиоз под названием «кино — зритель», а в этом плане сериал про Махно получился весьма и весьма интересным.

Многие из нас, конечно, «не читали ни Маркса, ни Бакунина», поэтому и о подобных героях борьбы за Советскую власть знаем не очень много: вышеупомянутые тачанки, черный флаг и сомнительная дружба с большевиками. Вот основное, что знает об анархисте Несторе Махно большая часть зрительской аудитории. Фильм открывает нам глаза на большее, причем надо справедливо заметить, что солидная доля от этого знания никогда не происходила в реальности.
Под пули и шашки
Но не спешите плеваться в экран и переключать каналы. Не стоит забывать, что перед нами все-таки не исторический труд какого-нибудь серьезного профессора-исследователя, а телесериал с Павлом Деревянко в главной роли. Это как минимум должно лишить любого зрителя чрезмерного расчета на историческую достоверность. А во-вторых, история, да еще и из такой эпохи, сама по себе напрашивается на приукрашивание и фантазию — уж слишком страшна была реальность тех лет, так и подмывает привнести в нее немного романтики. Как то: лихая партизанщина в украинских лесах, защита угнетаемого и теми и другими крестьянства да череп с костями на огромном флаге, сшитом евреями-портными по личному указанию Нестора Ивановича.

Давным-давно Нестор Махно основательно помог большевикам в украинской части тотальной Гражданской войны и ими же был предан, разбит и погублен. Потом — большей чуши и придумать-то невозможно — его поймали в мешок юные красные вояки из абсолютно неправдоподобной книги для детей под названием «Красные дьяволята».

А до этого историю Нестора Махно в художественном изложении написали Игорь Болгарин и Виктор Смирнов — те самые авторы, которые когда-то написали настоящий бестселлер советской эпохи «Адъютант его превосходительства». Было время, когда настоящий герой никак не должен был сочувствовать белым, и был в этом прекрасно экранизированном произведении и образ батьки Махно — именно батьки, с неинтеллигентными замашками, плетью в скорых на расправу руках и совершенно заблудшей душою.

На этот раз Махно выступает эдаким суперменом — это притом, что на супермена актер Деревянко никак не тянет. И даже на интеллигента с образованием и думами не вытягивает. Получается, что в истории о судьбе Махно сам Нестор Иванович то и дело отступает на задний план — туда, где, по идее, должны бы находиться его соратники в бескозырках. Они же, наоборот, очень часто отбирают все зрительское внимание у своего атамана, вмешиваются в любые разговоры, позвякивают бутылочными гранатами и при случае хватаются за рукоятку маузера.

Нестор Махно у режиссера Николая Каптана получился каким-то неуверенным и блеклым. Нет, он, конечно, будет и стрелять в людей, и собирать отряды, и вести их за собой в самое пекло братоубийственной войны. Но этот рахитичный мужчина в темных очках (абсолютно неудачная находка, даже если она имеет под собой историческую базу) не внушает зрителю ни страха, ни уважения, и становится даже немного обидно за легендарного батьку, натворившего столько кровавых дел на просторах Украины, и не только Украины. Еще один минус — полнейшая невнятность в идеологии. Если верить истории, Нестор Махно был очень неплохим оратором, да к тому же подкованным — иначе шли бы за ним крепкие взрослые мужики под пули да шашки, как же.

Логика здесь встает на сторону истории. Значит, знал Махно, что именно нужно говорить своим людям в самые трудные времена. «Нас победили. Только вот идею нашу не убили. Пускай схоронят нас сейчас, но наша Суть не канет в Лету, она воспрянет в нужный час и победит. Я верю в это!» — писал Махно в одном из своих стихотворений. Да-да, мы привыкли к бандитским атаманам а-ля персонажи Аркадия Гайдара — сапоги, борода, самогон да пулемет в дурных ручищах.
Польза все-таки есть
А реальный Нестор Иванович стишками забавлялся, да причем какими — идейными. В фильме же он больше похож на студента, выкинутого из высшего учебного заведения за систематические прогулы. Но, заметьте, положительного. Деревянко лезет из кожи, чтобы изобразить глубокие внутренние терзания своего героя, который очень смахивает на невостребованного рок-музыканта девяностых в своих дурацких очках.

С положительностью же у Махно были очень серьезные проблемы — иначе не сидел бы он в возрасте семнадцати лет за решеткой. Как-никак грабежи и убийства не фунт изюма — это в тех-то летах, когда надо с девицами только-только начинать гулять.

Бандит и убийца Махно отличался неустойчивостью взглядов и оригинальностью в действиях. Неизвестно, где он набрался своих знаний в стратегии и тактике, но они были, причем серьезные. Шутка ли — партизанский отряд, в котором есть собственный эквивалент министра пропаганды. В тех местах, где они щипали украинских девок да резали крестьянских свиней (это к вопросу о защите крестьянства), о махновском войске, простите, о махновской гвардии шла грозная, но добрая слава. Старались.

Сериал не обошелся без тайных и явных исторических ляпов. То у них белые со звездами на погонах бегают, то Нестор Махно на важных переговорах квасит, что твой дядя Вася из двадцатой квартиры — то есть много и без закуси. Отсутствие хорошей массовки (по всей видимости, весь небольшой бюджет фильма ушел на географическое место проведения съемок, вот и экономили на чем придется) тоже дает о себе знать.

Ну и плюс не очень уверенная актерская игра, особенно главного героя: привыкший к образам странноватых юношей (вспомните хотя бы Вадика из сериала «Участок»), Деревянко и Махно играет в том же духе. К сожалению, выглядит это не самым лучшим образом — за этим Махно никому не захотелось бы лезть под перекрестный огонь разноцветных противостоящих сторон времен Гражданской.

Зато ощущается вполне реальная польза от сериала. В отличие от своих литературных сотоварищей фильм явно способен заинтересовать даже самого несведущего в истории человека в той эпохе. И обнаружить, что у героев тех, давно минувших дней было вовсе не по девять жизней, как утверждает название сериала. По одной, да и те попадались какие-то непродолжительные.

Андрей Кубич