Про звезды и одиноких женщин

Амурское утро
Фильмы, о которых мы расскажем вам лишены всяческих претензий не то что на престижные награды, но и на повышенный зрительский интерес. Отягощенный гипербанальностью «Спокойной ночи» про нежность к суккубу остается за бортом, несмотря на присутствие в нем таких суперзвезд, как Пенелопа Крус и Денни Де Вито.

Про звезды и одиноких женщин

Оставшиеся две картины – «Любовь со словарем» и «Звездная пыль» — гораздо интереснее с точки зрения рядового зрителя, которому одинаково близки и по-доброму фантастические мотивы, и тема несложившейся женской судьбы. Хотя бы потому, что и там, и там есть место для сказки.

В поиске пыльных звезд

«Звездная пыль» — вполне дорогое кино, и поэтому даже немного странно, что оно не было подано зрителю вместе с обильной порцией рекламного соуса. В результате с продвижением фильма вышла та же история. что и с недавним «Мостом в Террабитию» — все вроде бы что-то слышали о картине, но толком никто ничего не знает. Ну, сказка, ну, Роберт Де Ниро и Клэр Дэйнс, а в чем, собственно, дело?

А дело в том, что при просмотре, казалось бы, не предвещающего никаких сенсаций фильме о наивном влюбленном романтике, отправившемся на поиски упавшей звезды, мы сталкиваемся с настолько добрым, веселым и, что самое главное, лишенным псевдофилософской занудщины сюжетом, что ни о каком разочаровании речи быть не может. Это тот самый случай, когда отсутствие четких сведений о картине играет на руку – зрителю, конечно, а не продюсерам – именно внезапностью позитива, которым фильм заряжен от начала и до конца.

Все эти робеющие перед зеркалом Бриджит Джонс ищут секса (и не только) в больших и маленьких городах с упорством Клеопатры, у которой отбирают заслуженный трон – даже если никакого трона, в общем-то, не заслуживают.

Разве не здорово окунуться в мир, в котором роль упавшей звезды играет сексапильная блондинка, которая, к тому же, незамедлительно становится целью охоты трех злобных ведьм (одну из которых, между прочим, играет сама Мишель Пфайффер) и трех же не менее злобных вьюношей-наследников, и всем то от красотки что-то надо. Добавьте сюда пиратов, которыми повелевает, вроде бы, нетрадиционно ориентированный капитан с фамилией Шекспир и внешностью Де Ниро, говорящие деревья, множество опасностей и приключений – и сами не заметите, как перестанете обращать всяческое внимание на какие бы то ни было глупости и ляпы, как когда-то в детстве, переживая, успеет ли Золушка все разрулить до того, как начнется процесс превращения кареты в тыкву и прочие неприятные события.

Режиссер Мэтью Вон, работавший до этого с Гаем Ричи в качестве продюсера и снявший одну-единственную самостоятельную картину, и ту в духе «Карт, денег, двух стволов», смотрелся, наверное, немного странно в кресле режиссера романтического фэнтези. Тем не менее, фильм ему, безусловно удался – а прошлый опыт очень помог в построении энергичного сюжета, не скатывающегося в болото сопливых диалогов и кислых мин. «Звездная пыль» — тот самый фильм, которого ждали любители этого жанра уже несколько лет, и своего зрителя он, несомненно, заслуживает.

Откройте свои словари

Фильмов на тему «Как стремительно взрослеющей одинокой женщине устроить свою жизнь, завести любовника и перестать беспокоиться» в истории кинематографа ненамного меньше, чем фильмов о зомби и космических путешествиях. Все эти робеющие перед зеркалом Бриджит Джонс ищут секса (и не только) в больших и маленьких городах с упорством Клеопатры, у которой отбирают заслуженный трон – даже если никакого трона, в общем-то, не заслуживают. Чаще всего сценаристы и режиссеры подсовывают им альфонсов, алкоголиков, рукоприкладчиков и просто никчемных бабников. Впрочем, жизнь, как известно, нередко подсовывает им вообще черт знает что с щетиной, перегаром и прочими непременными атрибутами.

«Любовь со словарем» — оригинальное название фильма звучит как «Broken English», что не совсем соответствует российскому варианту, зато соответствует собственно сюжету картины – первый фильм молодого режиссера в юбке по имени Зои Кассаветис. Да, это тот самый режиссерский клан, где главный Дон не так давно скончался, а вот дети его, Зои и брат ее Ник, продолжают отцовское дело, снимая всяческие «Альфа-доги», о которых долго потом говорят в обозревательских и зрительских кругах, постепенно прекращая цепляться к знаменитой фамилии. Так будет и с «Любовью» — потому что избитость темы нисколько не помешала режиссеру сделать основательное, местами грустное, но чаще вполне даже веселое кино, сюжет которого вовсе не ограничивается проблемой одинокой женщины, желающей познакомиться.

«Любовь» в России сразу начали сопоставлять с этим советским фильмом, и, возможно, в этом есть свой резон. Но все-таки история бомжа Збруева, который невообразимым образом вдруг превратился в человека стараниями Купченко – это абсолютно совковый миф, построенный на робких и слабеньких надеждах гражданина СССР на то, что все изменится в лучшую сторону. «Любовь со словарем» тоже лишена ликующего хэппи-энда, но перспектива быть одинокой домохозяйкой в Соединенных Штатах – это вам все-таки не вязать крючком в Подмосковье. Поэтому-то американцы и снимают на эту тему больше комедий с печальным оттенком, чем абсолютных драм. Жизнь на этом не кончается.

Да и эквивалент Збруева, молодой и довольно-таки бестолковый француз, никаким эквивалентом служить не может. Аристократичность чувствуется. И вообще все это – скорее фарс, нежели серьезный взгляд на проблему тех, кому за 30. Хотя, вне всякого сомнения, желающие всплакнуть тоже не уйдут обиженными, было бы это самое желание. Вообще же такие фильмы надо брать в прокате на DVD, а деньги поберечь до другого, более удобоваримого случая сходить в большое кино. А выгоднее всего – дождаться выхода «Любви со словарем» на телевидении, потому что это как раз тот самый формат: взгрустнуть и улыбнуться перед сном и нажать кнопку Power на пульте с чувством глубокого понимания и удовлетворения, прежде чем окончательно провалиться в сон.

Андрей Кубич