Сплав по рекам Дальнего Востока

Охота и рыбалка
Сплав по рекам на надувных лодках, байдарках, понтонах и плотах различных конструкций – самый удобный (на мой взгляд) способ организации рыболовных путешествий. Наиболее распространены среди рыболовов надувные лодки.

Сплав по рекам Дальнего Востока

Байдарки используются реже, они имеют преимущество только при походе по медленнотекущим рекам или озерам. Плоты из бревен сейчас уже никто не использует, но многие туристы ходят на самодельных каркасных плотах (катамаранах) с надувными элементами. Сейчас в продаже есть множество типов надувных лодок. Лично я для серьезных сплавных путешествий предпочитаю использовать трехместные лодки – по одной на каждого участника. На такой лодке можно сплавляться и вдвоем, но тогда бывает сложно погрузить всё, что нужно для продолжительного похода.

Путешественник обязан знать основные характеристики рек, которые напрямую влияют на безопасность сплава и вообще на успех поездки. К ним относятся такие показатели как расход воды, уклон русла и коэффициент извилистости.

Типичные горные и предгорные реки Дальнего Востока текут по плоскому дну долины, постоянно разветвляясь на протоки. По-английски участки речных долин с подобным характером метко называются braids – плетенки. С воздуха они действительно похожи на нетуго заплетенную косу из множества прядей различной толщины. Положение многих из этих проток непостоянно — река может сильно измениться даже в течение одного паводка. Главное русло при этом часто «гуляет» от одного борта долины к другому. Например, на карте река протекает у высокого правого берега. В реальности же, подплывая к этому месту, видишь, что вся вода ушла на километр влево, при этом русло разделилось на несколько узких проток. А там, где река текла еще в прошлом году, остались только обширные галечные косы среди островов тополевого леса.

С чего нужно начинать при планировании путешествия по воде? Попробуйте вначале пройти выбранный маршрут по карте. При этом нужно уметь рассчитать уклоны русла, оценить характер реки, что позволит рассчитать возможную скорость передвижения.

Скорость течения рек этого типа с уклоном русла 2-3 метра на километр обычно составляет 4-7 км/час, а если уклон порядка 5 м/км – 6-9 км/час. В паводки эти скорости возрастают еще раза в полтора. Так, в верховьях реки Иня (Хабаровский край) в период дождевого паводка средняя скорость течения составляла более 11 км/час, а максимальная доходила до 15 км/час. Извилистость таких рек невелика – проходимый по течению путь не более чем в полтора раза превышает кратчайшее расстояние по длине долины. На реках горного и предгорного типа можно при необходимости проходить на гребной надувной лодке до 40-50 километров за день – если не встретятся заломы или сложные пороги…

Реже у нас встречаются реки каньонного типа, их узкие долины глубоко врезаны в окружающую местность и имеют обрывистые скальные стены. Такова вытекающая из загадочного озера Эльгыгытгын река Энмываам — один из притоков Анадыря. Через серию глубоких каньонов протекает бурная Омулевка, относящаяся к левым притокам среднего течения Колымы. Самый глубокий каньон прорезала впадающая в северо-восточный угол Охотского моря река Парень. Многие другие реки Дальнего Востока имеют отдельные каньонные участки, хотя в основном они текут несколькими протоками в корытообразной долине, заполненной галечными отложениями. В каньонах и вообще в сужениях долины часто встречаются пороги и даже водопады. Средняя скорость течения рек с порогами при том же уклоне заметно ниже по сравнению с текущими по широкой, плоской долине. Основное падение у таких рек происходит на порогах, между которыми могут располагаться длинные тихие плесы с песчаным дном и слабым течением.

Реки равнинного, тундрово-болотного типа имеют небольшой уклон (менее 0,5 м/км); обычно они текут одним руслом, зачастую — сильно меандрируют. Говоря по-русски, они извиваются так, что почти завязываются в узлы. Реальный путь по такой реке может в 5-7 раз (и более) превышать кратчайшее расстояние между двумя точками русла. Этот показатель и означает «коэффициент извилистости». Если учесть, что скорость течения таких рек невелика, передвижение по ним может отнять много времени и сил, тем более при встречном ветре. Двадцать километров по прямой могут на местности превратиться в сто — по почти стоячей воде!

Встречаются на наших реках и заиленные участки почти без уклона и без течения; чаще всего это наблюдается вблизи их впадения в озера. Расположенные вблизи моря приливные участки имеют малый уклон, песчаное дно и переменное течение. Полдня река может выглядеть нормально, но потом она вдруг останавливается, течет вспять и затопляет острова. Особенно это характерно для побережья Охотского моря, где высота приливов может достигать 10-13 метров!

С чего нужно начинать при планировании путешествия по воде? Попробуйте вначале пройти выбранный маршрут по карте. При этом нужно уметь рассчитать уклоны русла, оценить характер реки, что позволит рассчитать возможную скорость передвижения. С карт масштаба не мельче 1:100 000 можно снимать много дополнительной информации. Так, участки рек, обозначенные двойной линией, имеют ширину более 20 метров и обычно пригодны для передвижения сплавом на надувных лодках. А вот участки русла, показанные одинарной синей линией, могут оказаться маловаты или иметь сплошные заломы. По расстоянию района путешествия от истоков реки можно прикинуть, как скоро сюда дойдет «волна» паводка от сильного дождя, на какой срок река «выйдет из строя», и как скоро вода начнет очищаться. При этом нужно учитывать степень зарегулированности водосбора, которая зависит от наличия в бассейне реки озер и болот. Некоторые протекающие через крупные озера или болота реки вообще никогда не мутнеют, а уровень воды в них меняется очень мало. А на других в течение лета проходит несколько мощных паводков. Особенно сильные паводки проходят в конце лета на юге Дальнего Востока.

Постарайтесь заранее найти и отметить на карте такие места, где даже при сильном паводке вода будет чистой. Это устья вытекающих из озер проток, места слияния главного русла реки с крупными старицами. Почти всегда прозрачна вода и в устьях темноводных болотных речек, которые протекают по широким долинам и имеют малый уклон. Здесь может быть неплохая рыбалка, даже если основная река имеет цвет кофе с молоком и несет целые плоты из вырванных с корнем деревьев. Когда мы выбирали место для рыболовной базы на реке Яма под Магаданом, именно это соображение определило окончательное решение – построить ее в устье тундровой реки Студеная. Сама Яма – река полугорного типа с быстрым течением и прозрачной сине-зеленой водой; в большие паводки она сильно мутнеет. А так как расстояние от истоков реки до базы составляет около 200 километров, после прекращения сильных дождей вода начинает очищаться только на вторые сутки. А вот река Студеная с темной, чайного цвета водой почти никогда не мутнеет, да и уровень ее изменяется мало. При высоком паводке на основной реке в устье Студеной образуется тихий залив, где отстаивается масса всякой рыбы. Поэтому рыбалка в районе базы всегда хорошая – независимо от уровня воды в основной реке.

Реки горного типа сильно мутнеют от дождей, но водотоки с темной, болотной водой остаются прозрачными. В них можно рассчитывать на поклевки даже в паводок.

Водные туристы подразделяют реки по степени их сложности на 6 категорий. Реки 1 категории – обычно тихие, с малым уклоном, многие из них являются судоходными. По таким рекам лучше передвигаться на моторных лодках, сплавляться здесь, мне кажется, довольно скучно. Даже небольшой ветер, особенно дующий против течения, может развести сильную волну. К тому же в таких местах мало лососевых рыб – здесь преобладают сиги и карповые рыбы, а также щука и налим. Удобнее всего для организации рыболовных путешествий реки 2 и 3 категории, но при этом возрастают требования к уровню подготовки группы. Четвертая категория по плечу только хорошо подготовленной и опытной группе сплавщиков с надежным снаряжением. Что касается рек 5 и 6 категорий, то по ним прокладывают чисто спортивные маршруты любители острых ощущений. Хотя в некоторых из этих горных потоков с большими уклонами и массой сложных порогов может быть очень неплохая рыбалка…

Самые опасные в смысле заломов – «молодые» русла, которые река проложила недавно и еще не разработала. Такие протоки, как правило, намного быстрее, уже и глубже, чем «старые», разработанные рекой; пристать в них к берегу во многих местах очень сложно.

Впрочем, на реках, по которым мы обычно путешествуем в погоне за рыболовной удачей, основная опасность – не пороги. Пороги, как правило, вносят в маршрут приятное разнообразие; привлекательны они и с точки зрения рыбалки. Когда путешествуешь по спокойной таежной реке, после гребли по тихому плесу нет ничего приятнее шума воды на пороге или шивере. Здесь же больше всего шансов на поклевку всех лососевых, в том числе и вожделенного тайменя. Пороги да устья притоков – вот где самая лучшая рыбалка.

А главный наш «враг», который иногда даже снится мне по ночам – это заломы. Основная часть несчастных случаев с теми, кто передвигается по рекам, происходит именно из-за попадания под «расчески» (склонившиеся над водой деревья) и заломы. При этом опасность при передвижении вниз по течению на моторной лодке выше, чем при сплаве. Некоторые заломы занимают значительные площади и существуют десятки лет; о них хорошо знают местные жители или бывавшие на реке туристы. Но часто случается, что проходимая в прошлом году протока оказывается полностью перекрытой упавшими деревьями. Существующие на протяжении многих лет заломы полностью перегораживают реку, так что ее течение замедляется или останавливается. Вода просачивается под бревнами, растекается мелкими протоками и уходит в лес. Такой залом не опасен, но зачастую требует много времени и сил на его обход. Приходится разгружать или даже разбирать плавсредства, находить или рубить в лесу тропу и перетаскивать всё на своих плечах, чтобы выйти на реку ниже по течению.

Самые опасные в смысле заломов – «молодые» русла, которые река проложила недавно и еще не разработала. Такие протоки, как правило, намного быстрее, уже и глубже, чем «старые», разработанные рекой; пристать в них к берегу во многих местах очень сложно. Умение отличить молодые протоки от старых особенно важно для тех, кто сплавляется без проводника по незнакомой реке. Например, если река впереди расходится на две более-менее равноценные протоки, я всегда сверну туда, где есть обширные галечные косы. Напротив, будьте особенно внимательны, если у протоки оба берега подмытые, «земляные» (тем более, если с них наклонились или лежат вершинами в воде деревья). Это русло, несомненно, только недавно проложено рекой; входить в него без разведки – большой риск. Если другого пути нет, в таких местах лучше пристать к берегу и пройти вперед, чтобы заранее посмотреть, где предстоит плыть.

Самые опасные заломы обычно образуются непосредственно ниже участков, где река смывает лес, растущий на островах и бортах долины. Поэтому если вы проплываете вдоль осыпающегося лесистого берега, с которого склонились вековые деревья, ниже может быть «нехороший» залом. Под недавно образовавшимися заломами вода течет с большой скоростью, поэтому здесь очень несложно утонуть или по меньшей мере потерять лодку и снаряжение. Признаком того, что группа приближается к опасному месту, является небольшая высота кос и островов относительно уровня воды в реке. Даже в межень такие места выглядят как в паводок – вода доходит до корней деревьев, затапливает острова и ручейками уходит в лес. Похоже, что река двигает по долине как бы вал из гальки, который вытесняет воду из русла и «заставляет» ее смывать острова. Напротив, места с высокими косами и островами, поросшими неповрежденным лесом, являются стабильными и более безопасными для сплава. Здесь же рекомендуется вставать на ночлег.

Еще хочется сказать несколько слов о наледях. Зимой здешние реки местами перемерзают до дна. Текущая сверху вода выходит на поверхность льда и, растекаясь, замерзает. Таким образом образуется многометровая толща натечного льда. Некоторые наледи могут быть десятки километров длиной и несколько километров шириной. Особенно часто наледи встречаются в Якутии, в Магаданской области и на Чукотке. В течение первой половины лета наледи могут оказаться серьезным препятствием для сплавщиков. Чаще всего река пропиливает во льду узкие каналы, отвесные борта которых могут внезапно обваливаться. Но особенно опасны места, где вода ныряет под лед, образуя тоннели… Поэтому, если вы подошли к наледи, выход из которой с воды не просматривается, сплав продолжать нельзя. Нужно обязательно выйти на берег и просмотреть предстоящий путь.

Есть еще один важный показатель, который нужно обязательно учитывать — коэффициент опасности – произведение расхода воды (в кубометрах в секунду) на уклон долины (в метрах на километр). В отличие от присвоенной данному маршруту категории сложности, этот показатель может существенно меняться в зависимости от уровня воды в реке. Например, в верхнем течении р.Иня в малую воду при уклоне 7 м/км и расходе в 10 м3/сек этот показатель составляет 70 (это довольно много). Но если пойдет паводок, коэффициент опасности вырастет в десятки раз — и это при том, что река как была 3 категории сложности, так и останется. А вот реальный риск для сплавщиков действительно многократно возрастает! Сравнив коэффициенты опасности какой-нибудь хорошо знакомой реки и той, куда вы собираетесь, можно примерно оценить, с чем придется столкнуться.

Если есть возможность, паводок лучше переждать; и уж никак не следует сплавляться в его пик, когда река несет бревна и вырванные с корнем деревья. Лучше потерять несколько дней, чем рисковать жизнью. В паводок особенно важно придерживаться главных проток и не уходить с них в неизвестные боковые русла. Конечно, высокая вода делает временные протоки проходимыми, но многие из них никуда не ведут, теряясь в лесу.

Некоторые реки разделяются на протоки, которые могут далеко отходить от главного русла. Так, длина Щучьей протоки в среднем течении Анадыря более 100 километров. Эта протока уходит к северу от основного русла Анадыря, минуя единственный в этом районе поселок Марково. Так что если в 60 километрах выше Марково вы по ошибке свернете налево, в очень полноводную Щучью, то ближайшее жилье встретится только в сотнях километров ниже! Такие отходящие в сторону протоки есть также на Амуре, Пенжине и других крупных равнинных реках.

Очень удобны в поездках в незнакомые места спутниковые навигационные приборы, работающие по системе GPS (Global Positioning System – всемирная система определения положения). Если вы планируете делать сплав (и тем более — с пешими подходами к месту начала сплава), такой прибор не позволит заблудиться. Самые совершенные приборы этого типа имеют встроенные карты, масштаб которых составляет 1:500 000. Этого не всегда достаточно, чтобы с успехом ориентироваться в сложных условиях (туман или равнинные леса), поэтому необходимо брать с собой и подробные топографические карты. Удобнее всего карты масштаба 1:100 000 (в 1 см 1 км). Двухкилометровка (в 1 см 2 км) несколько мелковата, но и этим масштабом вполне можно пользоваться.

Удобнее всего сочетание карты и навигационного прибора. Например, вот я двигаюсь сплавом по незнакомой реке. Или же путешествую там, где уже бывал, но через несколько лет после первого сплава (реки ведь могут неузнаваемо меняться). Некоторые реки имеют очень однообразные берега, приметных мест явно недостаточно, и ориентироваться только по карте бывает сложно. Поэтому я выясняю по прибору свое местонахождение, затем нахожу точку с этой географической широтой и долготой по сетке на карте, и всё! Точность данного метода при использовании карт стотысячного масштаба составляет метров 200-300; в большинстве случаев этого вполне достаточно для уверенной привязки к местности. Или же мне нужно найти конкретное место (например, устье притока). Я нахожу по карте его координаты и слежу по прибору за своим приближением к данной точке, одновременно отслеживая на местности приметные ориентиры.

На мой взгляд, лучше всего предусмотреть непосредственно на путешествие по большой реке не меньше двух недель. Тогда 2-4 дня будут чисто ходовых, 5-6 дней – рыбалка со сплавом и сменой мест ночевки, и 4-5 дней – днёвки. Дневки можно устраивать и в привлекательных для рыбалки местах, и в случае очень уж плохой погоды. За это время по реке 2 или 3 категории вполне реально без спешки пройти с рыбалкой расстояние от 100 до 200 километров. Если необходимо преодолеть большее расстояние, нужно планировать не менее 10 дней на воде, иначе времени на рыбалку будет недостаточно. Лучше всего измерить по карте предстоящий путь, заранее наметить примерные места предстоящих ночевок и днёвок. Конечно, группа туристов может двигаться гораздо быстрее, но серьезная ловля нахлыстом требует много времени.

На серьезное путешествие придется потратить две-три недели. Конечно, можно организовать и более короткую поездку, но день ловли в этом случае обычно обходится заметно дороже.

На серьезное путешествие придется потратить две-три недели. Конечно, можно организовать и более короткую поездку, но день ловли в этом случае обычно обходится заметно дороже. Заброску к началу сплава (а часто и вывоз группы) приходится планировать с помощью вертолета. Кроме того, такой тур очень зависит от капризов погоды — на ожидание-то времени не предусмотрено.

Мне как-то пришлось участвовать в организации поездки со сложной схемой передвижений для рыболовов из Голландии и Бельгии. Тур начался на Камчатке, в бассейне реки Большая, где группа провела первые 4 суток и ловила нерку, симу, чавычу и микижу. Затем мы взяли на полный день вертолет и облетели несколько вулканов, садились для купания на горячих источниках, затем задержались на небольшой речке, где до вечера рыбачили. На следующий день мы перелетели из Петропавловска-Камчатского в Хабаровск, а наутро на вертолете забросились на реку Тумнин, где нас уже ждали моторные лодки с гидами. Потом было 4 дня ловли сахалинского тайменя, а в обед последнего, одиннадцатого дня вертолет прямо с реки забрал нас в Хабаровск. Весь тур прошел под знаком хорошей погоды, да и с партнерами мне очень повезло. Но такого рода эскапады удаются далеко не всегда; любая задержка из-за погоды – и жесткое расписание летит к черту. Если меня сейчас попросят организовать подобный тур, я вряд ли соглашусь.

Итак, наконец-то Путешествие началось! Вы на воде. Спиннингисты на сплаве значительный процент времени ловят с лодок. Они постоянно делают забросы с воды, кое-где пристают на короткое время к берегу, а затем снова движутся по течению. Напротив, нахлыстовики предпочитают ловить взабродку с берега. Конечно, «пешая» рыбалка наиболее удобна и привычна, но бывают такие места, где с лодки приходится ловить довольно часто. Обычно это лесные, болотные или тундровые реки с малым уклоном и крутыми берегами – удобные для ловли косы здесь попадаются далеко не везде. Кроме того, при охоте за тайменем на больших реках дотянуться до стоянок этой рыбы с берега не всегда возможно. Нахлыстовику приходится или с тоской проплывать мимо «верных» мест, или вставать на якорь и делать забросы с воды. Та же самая ситуация во время паводков: на основном русле идет грязь и «дровоход», рыбачить нельзя. Единственный шанс что-нибудь поймать предоставляют затопленные устья небольших притоков и старицы. Там и течение слабее, и вода почище (а бывает, и совсем прозрачная). Конечно, всякая рыба тоже пережидает паводок именно здесь. Но при высоком уровне воды эти места чаще всего окружены подтопленным лесом и кустами, поэтому обойтись без лодки удается редко. Точно в таких же местах – в затонах и старицах – ловят в предгорных реках щуку, в том числе в период малой воды. Берега здесь обычно неудобны для ловли взабродку, приходится ловить с лодки. Кроме щуки, в старицах держатся окунь и ленок, а иногда – и таймень.

Впрочем, на многих быстрых реках ловля с лодки на течении тоже дает неплохие результаты. Удобнее и безопаснее всего в таких условиях ловить с напарником – один делает забросы, другой сидит на веслах. Гребец при этом ведет лодку на расстоянии 10-15 метров от берега. Рыболов делает забросы, стараясь положить приманку по возможности под самый берег, ближе к корягам и другим местам, где может стоять рыба. При такой ловле лучше использовать крупный стример, средних размеров «мышь» или поппер; можно привязать к поводку крупную нимфу. Приманка для такой ловли не должна быть слишком мелкой или же падать на воду бесшумно – небольшой всплеск дополнительно привлекает рыбу. Плавающие приманки после приводнения нужно сразу начать двигать от берега; мокрой мухе лучше дать немного погрузиться. Лодка движется, поэтому упавшая у берега приманка должна в первые же секунды привлечь хищника – иначе она выйдет из зоны, где он может ее заметить и догнать.

Первый заброс в перспективное место делается наискосок вниз по течению. Чтобы заставить приманку двигаться относительно воды, после ее приводнения приходится довольно быстро выбирать шнур – ведь течение несет лодку вниз. Когда бросаешь поперек течения (и тем более – наискосок против течения), достаточно просто придерживать шнур. Мушка у берега всегда попадает в более тихую воду, и движущаяся по фарватеру лодка сама натягивает шнур и «ведет» ее. Достаточно чуть оживить движение мухи подергиванием кончика удилища.

Если двигаться вниз со скоростью течения, только на тихой реке можно успеть забросить мушку в то же место больше чем два раза. Поэтому в привлекательных местах гребец должен начать «табанить» — грести против течения, сидя лицом по течению; за счет этого рыболов успевает более плотно обловить понравившееся место. Ловля с движущейся лодки в одиночку менее удобна и может представлять опасность – далеко не на всех реках можно даже на полминуты отключать внимание от сплава. С другой стороны, опытный сплавщик может ловить практически все время, пока находится в лодке. Так как при этом приходится зачастую откладывать удочку и браться за весла, я для такой ловли чаще использую плавающий шнур и приманки с положительной плавучестью, сделанные из оленьего меха или «пенки». Такая ловля в одиночку очень эмоциональна и насыщена событиями. Сделал заброс под берег, убедился, что муху не несет на кусты, взглянул через плечо вниз по течению (нет ли опасных коряг), приподнял удилище (нужен контакт с мухой), снова положил его и чуть отгреб от берега. У берега всплеск, мушки не видно, подсечка, кладешь удилище и берешься за весла; удилище при этом приходится зажимать коленями, чтобы не прыгнуло за борт. Не отвлекаясь от того, куда тебя несет течение, отводишь рыбу от ощетинившегося кустами берега, чтобы взять руками у борта лодки. С крупной добычей, если нет подсачка, приходится, разумеется, сплавляться до ближайшей косы и выводить ее на берег.

Кроме адресного «простреливания» крупной мухой возможных стоянок рыбы под берегом, есть и другие способы ловить нахлыстом с движущейся лодки. Можно использовать нимфу, облавливая плесы реки вслепую, в проводку. Мне приходилось видеть такое в США. Рыболов-нахлыстовик делает заброс перед лодкой, а потом сидит и внимательно следит за поплавком (пардон, индикатором поклевки). При этом расстояние между огруженной нимфой и индикатором должно соответствовать глубине. Подача нимфы получается совершенно безукоризненная, классический «мертвый дрифт»! Как правило, так ловят с гидом, который управляет лодкой и советует рыболову, которую нимфу поставить и на какую глубину настроить снасть. С моей точки зрения, ловля карасей на червя или даже сама копка червей намного эмоциональнее, чем подобная рыбалка. Пусть даже это ловля форели в горной реке — нахлыстом такую рыбалку называть, конечно же, нельзя.

Если не использовать индикатор поклевки и делать забросы нимфы подальше от лодки, ловля получается намного спортивнее. Приманка погружается, и глубину ее подачи приходится регулировать натяжением шнура. Это сразу делает ловлю более сложной и интересной. Точно так же можно подавать небольшую сухую (скользящую) мушку. Лодка движется посреди реки, рыболов сидит в ней лицом к берегу. Заброс идет наискосок или поперек реки, после падения приманки на воду нужно медленно укорачивать шнур, выбирая его через кольца себе под ноги. Когда в воде остается 7-9 метров шнура, нужно поднять его в воздух и снова забросить подальше от лодки. В процессе сплава приходится разворачиваться лицом то к одному, то к другому берегу, чтобы подавать приманку в наиболее перспективные места или туда, где есть всплески рыбы.

Кстати, с помощью нахлыстовой снасти можно ловить и «на дорожку». При сплаве по рекам, где есть ленок и таймень, я зачастую тащу позади лодки плавающий шнур с «мышью». Конечно, делать это удается только на тихих широких плесах, где можно (и нужно) грести спиной вперед. На эту «дорожку» попадались не только ленки (в том числе и крупные), но и таймени. Маленькая скользящая мушка, которую волочишь за лодкой, неплохо ловит «попутных» хариусов. При этом они попадаются даже в таких местах, где сам рыболов никогда бы не догадался ловить.

И самое главное, что я бы хотел сказать о сплаве: если вам еще не приходилось сплавляться по безлюдной реке, где, бывает, на сотни километров не видишь человеческих следов, обязательно попробуйте. Это незабываемо!

М. Скопец