Все про кузовы автомобилей

Авто
Давайте поговорим о кузовах — их типов гораздо больше, чем может показаться с первого взгляда. Простой пешеход знает в основном три вида: седан, хетчбек и универсал.

Все про кузовы автомобилей

Однако если несколько углубиться в автомобильную индустрию, окажется, что в этом вопросе гораздо больше нюансов, чем кажется. Итак, начнем.

Все про кузовы автомобилей

«Седан» — самый, пожалуй, знакомый, распространенный и популярный классический вид кузова. Машина выглядит практически симметрично с обеих сторон. Четырехдверный, с изолированным от салона багажником, благодаря чему отличается хорошей звукоизоляцией, и считается исключительно пассажирским автомобилем. По комфорту оценивается высоко.

Все про кузовы автомобилей

«Хетчбек» — бывает 3-х и 5-тидверный — вытянутый кузов с обрубленным задком, который венчает 3-я (или 5-я) дверь багажника с большим панорамным стеклом. Этот тип — смешанный — салон и багажник находятся под одной, как говорится, крышей, и отделяются друг от друга лишь задней съемной полкой и спинками задних сидений, которые обычно раскладываются в пропорции 40х60, благодаря чему увеличивается объем багажника, и при необходимости автомобиль становится грузо-пассажирским. На задней двери, помимо обогрева стекла, обычно установлен и стеклоочиститель, что весьма улучшает обзорность и тем самым выгодно отличает хетчбек от седана. Однако шумоизоляция уже гораздо хуже, да и посторонние запахи из багажника в салон проникают лучше.

Все про кузовы автомобилей

Стретч, или более знакомое «лимузин» – греющее слух «сливок общества» и других небедных его представителей наименование VIP-кузова для представительных и роскошных поездок

Все про кузовы автомобилей

Третий тип — «универсал» — обычно 5-ти дверный вариант — отличается от хетчбека только объемом багажника — по сути это тот же тип кузова, только пятая дверь находится ниже, практически вертикально к земле, и шире в размерах. Иногда на универсалах тоже установлена жесткая или мягкая раздвижная полка багажника, во всем остальном — это такой же грузопассажирский автомобиль, только большей грузоподъемности. Шумоизоляция здесь неважная (это касается дешевых машин), впрочем, о ней и не особо думали, создавая этот тип кузова. В плане комфорта он значительно проигрывает вышеописанным машинам, зато в плане эксплуатации с лихвой оправдывает свое название. Незаменим для дачников и любителей рыбалки, а также хорош для семейных поездок.

Все про кузовы автомобилей

«Купе» — это тот же седан, только в двухдверном варианте, но тоже с задним рядом сидений для пассажиров (четырехместный, либо с посадочной формулой «2+2» — два передних полноценных места и два тесных сзади). Обе передние двери широкие, а передние кресла — с откидывающимися спинками, дабы задним пассажирам было удобнее садиться в машину и вылезать из нее. Но, как показывает практика, в купе, особенно спортивных, в основном ездят только 2 человека — водитель и его спутник, а задние места заполняются реже, только по необходимости. Исключение составляет, пожалуй, так называемое советское купе — «Запорожец», в крохотные внутренние габариты которого прекрасно помещались 5 взрослых человек, да и то — по той же самой необходимости, а вовсе не из прихоти. В купе — прекрасная шумоизоляция, благодаря более плотной изоляции салона.

кузов автомобиля

«Кабриолет» — вариант, похожий на купе, но с убирающейся жесткой или мягкой крышей — т.е. с открытым верхом. Крыша автоматически (или вручную, что в современных кабриолетах редко) складывается в багажное отделение. Задние места для пассажиров имеются, но не менее тесные, чем в купе — посадочная формула «2+2». Словом, кабриолет — скорее прогулочная машина для водителя и переднего пассажира, этакая игрушка для «автоэгоистов». Как и купе, часто оснащается мощным мотором.

кузовы автомобилей

«Родстер» — родственный кабриолету вариант, только меньше, компактнее и без заднего ряда сидений вообще. Позади передних кресел уместится разве что какая-нибудь барсетка (там, как правило, минибагажник). Крыша — жесткая, съемная, но убирается чаще вручную — родстеры максимально облегчают, все-таки это чаще спортивные машины и тяжелые электроприводы им ни к чему. Позади передних сидений над подголовниками находятся жесткие дуги — для безопасности (должны защитить голову при переворачивании). Словом, целиком и полностью гоночно-прогулочный стильный автомобиль.

Все про кузовы автомобилей

«Тарга» – венчает типы спортивных кузовов. Однако встречается тарга довольно редко — по крайней мере, на московских дорогах их единицы. В принципе в нем все то же, что и в том же кабриолете или родстере — только вот жесткая крыша отсоединяется от кузова и снимается вручную и целиком, при этом лобовое и заднее стекло остаются.

Все про кузовы автомобилей

Внедорожник – название сего независимого во всех отношениях кузова говорит само за себя…а точнее, высоко несет само себя. Им обладают самые проходимые из проходимых легковых автомобилей-вездеходов – джипы. Различают так называемые «паркетники», или «кроссоверы» и «рамники», или «настоящие джипы». Первые только выглядят внедорожниками по кузовным признакам, однако же в проходимых качествах пригодны разве что для хорошего асфальтобетонного полотна (или паркета, если он постелен на трассе) и для бордюров, а вот вторые… хоть в тундру, хоть в тайгу, хоть в сафари – куда угодно! Они плюют свысока на любое бездорожье, коего, например, в нашей стране с избытком всюду. Сделанные на раме, джипы прочны, как бронемашины, возвышаются высоко над дорогой и над обычными легковушками благодаря большим колесам. Полный привод, отключающиеся дифференциалы, «кенгурятники», дуги безопасности, лебедка, «люстра» на крыше и широкие пороги по периметру – вот портрет истинного внедорожника. Один минус – погонять на таких монолитах не представляется возможным, ибо прочность, проходимость и высота приносятся в жертву драйву и курсовой устойчивости. Так что, в отличие от «паркетников» и «кроссоверов», свыше 130 км/ч ездить на внедорожниках нежелательно, дабы как говорится, устоять на ногах. К ярчайшим представителям классических внедорожников можно отнести в особенности американские Джипы (Чероки, Гранд Чероки, Коммандер), огромные Шевроле Субурбан и GMC Юкон и Джимми, а также английский легендарный Рендж-Ровер Дискавери, Хаммеры и наш отечественный «козел» — УАЗ-469 и выше – вплоть до «Тайги» и «Хантера».

Все про кузовы автомобилей

Комби, или «каблук» – тоже ярко и образно говорит о сути и конструкции кузова. Это легковой грузопассажирский двухместный автомобиль, оснащенный небольшим кунгом вместо багажника – этаким металлическим шкафом порядка полутора метров высотой для перевозки среднегабаритного груза, загружаемого через задние распашные двери (если иномарка, то, при наличии, и через боковые), частенько закрывающимися в условиях российских особенностей навесным амбарным замком. Словом, «каблук» — это в миниатюре грузовичок с кунгом. В России бегают вариации «подкаблучников» ВАЗ-2104, Москвич-2141, и ИЖ-412, и даже встречаются реликты вроде Волги ГАЗ-24… На Западе же выпуск таких минигрузовичков – отдельное специальное производство: Рено Кангу, Ситроен Берлинго, Пежо Партнер, Форд Транзит…

Все про кузовы автомобилей

Полный привод, отключающиеся дифференциалы, «кенгурятники», дуги безопасности, лебедка, «люстра» на крыше и широкие пороги по периметру – вот портрет истинного внедорожника.

Автобус – кажется, нет нужды долго описывать, что это за кузов такой… Большой, вытянутый, чаще пассажирский салон, реже – грузопассажирский, оснащенный двухместными сидениями с каждой стороны (если просто автобус), или с одной стороны (если микроавтобус). Позади салона бывает дверь – для загрузки багажа. Количество дверей в разных вариантах – от одной до трех вдоль правой стороны кузова. Иногда есть отдельная слева – водительская. Двери либо парные распашные «гармошкой», либо раздвигающиеся параллельно борту. На крыше люки — как непременное условие вентиляции в условиях перевозки большого количества пассажиров. Стекла салона чаще не открывающиеся, разве что есть форточки, а для больших автобусов предусмотрена также пара аварийных выходов через окна, оснащенные специальным шнуром, который надо дергать, но не за что (отрезано от хулиганов подальше).

Все про кузовы автомобилей

Стретч, или более знакомое «лимузин» – греющее слух «сливок общества» и других небедных его представителей наименование VIP-кузова для представительных и роскошных поездок на светские рауты или другие особо торжественные и важные мероприятия (например, свадьбы). Удлиненная база, порой до 11 метров (!), салон которой оснащен всевозможными предметами комфорта и роскоши – от мягких «домашних» диванов и стереоустановок вплоть до джакузи!!! Стекла – всегда затонированы на все 100 % (что в общем-то, нарушение ПДД, на которое, однако, плюют лимузинщики), чтобы соблюдалось незыблемое правило полной приватности и инкогнито для счастливчиков-пассажиров, мягкость и бесшумность салона, интимная обстановка, масса развлечений в виде ЖК-мониторов, роскошных мини-баров и прочая, прочая, прочая… Изнутри лимузин никогда и никто не открывает – таков обычай. Чтобы выйти наружу – только снаружи, с улицы это делает услужливо специальный швейцар-мажордом (при отеле, холле и т.д.) или чаще – сам водитель, коему надобно для этой манипуляции вприпрыжку обежать этот «членовоз», ибо, как правило, VIP-пассажиры ждать не любят. Кстати, водить по улицам такой «комод» необычайно сложно, ибо габариты недетские, а ремонт такого огромного кузова, мягко говоря, столь же эксклюзивен и дорогостоящ, даже если его делать в очень хорошем автосервисе, таком как remkpp.ru. Так что, будучи пассажиром лимузина, можно быть спокойным: управляют им только высокие профи (водителей «Газелей» просим не беспокоить).

Все про кузовы автомобилей

Минивэн – это гибрид, а если сказать мягче, удачный синтез комфортабельного легкового автомобиля с автобусом с большим грузовым отсеком. Обычно такие машины приобретают отцы больших семейств, дабы была возможность в полном составе выехать на природу или на дачу, или просто в путешествие. Кузов оснащен двумя рядами задних сидений, последний из которых при необходимости складывается для расширения багажного отделения. Бывает, что задние пассажирские двери отодвигаются на шарнирных салазках вдоль кузова. Частенько в целях еще большего комфорта минивэны оснащают столиками, встроенной в крышу медиасистемой с ЖК-монитором, спутниковой навигацией и прочими дорогостоящими опциями. Кроме того, клиренс у минивэнов все-таки немного выше, чем у других легковушек, однако, конечно, не настолько, чтобы быть равным внедорожнику. Главная отличительная черта минивэнов – обилие бардачков и кармашков. Среди самых распространенных минивэнов — Форд Фокус Си-Макс, Пежо 807, Рено Сценик, Мазда5, и даже недолгое время их пробовал выпускать отечественный завод АвтоВАЗ – еще можно встретить остатки ограниченной партии ВАЗ-2120.

Пикап – тоже синтез, но на сей раз внедорожника и открытого фургона. Кабина пикапа бывает двухместной и четырехместной, соответственно и количество дверей в этих вариантах (2 и 4). А позади, на рамной конструкции – открытый борт для груза. Впрочем, борт может быть и закрывающимся (со съемным жестким верхом или мягким тентом). На Западе такие машины очень распространены – ими с большим удовольствием пользуются фермеры, оптовики, мелкие торговцы, различные бытовые и городские службы и просто люди, желающие ездить на этом харизматичном автомобиле. У нас пока такие машины в диковинку, правда популярность пикапов постепенно растет. Многие оценили комфорт и прекрасные проходимые качества внедорожника в сочетании с его удобной и быстрой грузозагрузкой. Больше всего производят такие универсальные автомобили в США и Японии. Консервативная же Европа пока только присматривается к пикапам.

Все про кузовы автомобилей

И, наконец, фургон – тип кузова, в большей степени предназначенный для перевозки как крупногабаритных грузов, так и людей. Это легкий грузовичок на легкой платформе, вроде бы и не особо большой по габаритам, но довольно вместительный, благодаря чему способен взять на борт много всякого груза. Различают цельнометаллический и открытый фургоны с боковой сдвижной и задними распашными дверями. Либо это полностью пустое багажное отделение, либо кузов оснащен несколькими рядами сидений и отсеком для багажа позади них, либо есть вариант и того и другого. Яркий пример тому – «Газели». Эти фургоны ГАЗа используются и как маршрутное такси (микроавтобусы), и как машины спецназначения (Скорая помощь).