Присадки для топлива

Авто
Тема качества бензина — одна из самых популярных среди владельцев машин. А поскольку они в наше время — это практически все наиболее активные в социальном плане граждане, то данная тема является одной из самых актуальных.

Присадки для топлива

Особенно острой она становится в моменты бензиновых кризисов, то есть тогда, когда в условиях относительного дефицита на оптовом рынке и роста цен резко увеличивается количество бензина сомнительного происхождения и качества. По автостоянкам и мастерским гуляют самые фантастические легенды о «бодяжных» бензинах, а каждый водитель выдумывает собственные признаки, чтобы отличить хорошие АЗС от плохих. Давать компетентные ответы на эти вопросы — наша прямая обязанность. Поэтому мы решили полностью разобраться в этой проблеме.

Бензин, продающийся на АЗС, можно разделить на 3 основные группы, которые существенно отличаются друг от друга: промышленного происхождения (то есть произведенный на НПЗ в соответствии с ГОСТом), непромышленного происхождения (полученный по техническим условиям нефтяных компаний с сертификацией товарной продукции) и так называемые «бодяжные», получаемые в условиях подпольных складов и нефтехранилищ с использованием любого мало-мальски подходящего базового сырья (прямогонные фракции переработки нефти, бензины для бытовых целей, газовые конденсаты и т. п.) и октаноповышающих присадок и компонентов. Последнее производство обычно практикуется небольшими операторами, которые не имеют прямых договоров на поставку нефтепродуктов с производителями. Такие фирмы, как правило, покупают топливо через посредников и на их действия влияет ряд факторов: фактическое наличие ресурса на рынке (а очень часто товарных высокооктановых бензинов не хватает), цена и так далее. Мелкие фирмы часто прибегают именно к третьему варианту.

Известно, что от октанового числа зависит цена на бензин. Как мы уже говорили, многие мелкие компании не могут приобретать топливо с нужными характеристиками.

Для того чтобы понять разницу, необходимо вспомнить школьный курс химии. На заводе нефть прежде всего подвергают прямой перегонке, в результате которого получается базовый бензин с октановым числом 60-72. Для производства товарного продукта используются каталитические процессы, например изомеризация и др. Часто используется высокооктановый компонент метилтретбутиловый эфир (МТБЭ). Бензин, который на профессиональном сленге называется «заводским», является стабильным, его гарантийный срок хранения в товарном состоянии составляет несколько лет.

Справка «АУ»:

Присадками считаются вещества, добавляемые в готовое топливо в концентрации не более 3% (вещества, содержание которых превышает 3-процентный барьер, относятся к компонентам топлива).

По своему назначению присадки делятся на 4 основные группы:

1. Присадки, повышающие октановое число бензина.

2. Присадки, улучшающие экологические характеристики продуктов сгорания топлива, снижающие уровень токсичных выбросов в атмосферу.

3. Моющие присадки, улучшающие полноту сгорания топлива и уменьшающие образование нагара в камере сгорания.

4. Противоизносные присадки для дизельного топлива европейского качества. (Действующие в европейских странах экологические требования к дизельному топливу предусматривают уменьшение содержания серы в нем до 0,01% и ниже. Сера в дизельном топливе выступает в роли смазки, и ее дефицит ведет к быстрому износу двигателя).

Как повысить октановое число без особых затрат

Известно, что от октанового числа зависит цена на бензин. Как мы уже говорили, многие мелкие и средние компании не могут напрямую приобретать на нефтеперерабатывающих заводах топливо с нужными характеристиками. В таких случаях его производство организуется непосредственно в резервуарах нефтепродуктохранилищ. Но существует и альтернатива, которой пользуются мелкие и средние операторы — использование ведомственных или военных нефтебаз. Такие объекты при низкой арендной плате имеют ряд недостатков, в частности, высокий моральный и физический износ оборудования, отсутствие лабораторий, полную недоступность для инспектирующих структур. Бензин в итоге обладает следующими параметрами: высокое октановое число, низкая себестоимость и совершенно непредсказуемое качество.

Виды присадок, повышающих октановое число

Чаще всего для этой цели используется тетраэтилсвинец, он же присадка «ТЭС». По эффективности «ТЭС» нет равных: она повышает октановое число бензина до 19 единиц, что в 2-3 раза больше, чем у других присадок того же назначения. Однако в нашей стране ее применение официально запрещено: как сам тетраэтилсвинец, так и получаемый с его помощью этилированный бензин очень ядовиты. Содержащиеся в нем свинец и этиловые жидкости губительно действуют на природу и на человеческий организм.

В качестве альтернативы «ТЭС» используются присадки на базе окислов железа или ферроцены: «Феррада», «Октан-максимум», «АДА» и другие. Казалось бы, в экологическом отношении они должны быть безвредными: какую опасность может представлять железо? Тем не менее ферроцены не менее ядовиты из-за добавляемого в них соединения азота-монометиланилина. Это вещество способно проникать через кожу и даже в низких концентрациях аккумулироваться в организме, отрицательно воздействуя на потенцию и постепенно разрушая центральную нервную систему.

Моющие присадки выполняют 3 важнейшие функции: увеличивают полноту сгорания, предупреждают отложение осадка на стенках камеры и снижают выброс в атмосферу опасных веществ

Ферроцены разрушают и двигатель, оставляя в камере внутреннего сгорания налет окислов железа, которые обладают электропроводящими и абразивными свойствами. В результате из строя быстро выходят свечи и поршни в цилиндрах.

Существуют также присадки на основе соединений марганца, но они почти не применяются из-за целого ряда нежелательных побочных эффектов.

Не так давно появилась практически безопасная присадка «Минима», разработанная санкт-петербургскими учеными из Государственного института прикладной химии (ГИПХ). Эта присадка содержит 3 спирта — этиловый, метиловый и бутиловый и стабилизатор. В отличие от других октаноповышающих присадок, «Минима» не содержит ядовитых веществ и зольных компонентов, образующих осадок. Кроме того, благодаря спиртам она обладает моющими свойствами, устраняя нагар в камере сгорания.

Однако «Минима» имеет существенный недостаток, который делает практически невозможной ее применение — она боится влаги. При взаимодействии даже с небольшим количеством воды (например, в плохо зачищенном резервуаре или в цистерне бензовоза) стабилизатор перестает работать, и бензин с присадкой распадается на составляющие вещества.

Так или иначе, у всех бензинов с октаноповышающими присадками есть общий недостаток: низкая устойчивость. Высокооктановые бензины, изготовленные на нефтеперерабатывающих заводах (в их производстве используются не присадки, а специальный компонент МБТЭ) могут храниться годами. Срок хранения топлива с присадками исчисляется месяцами, а то и неделями.

И уж совершенно недопустимо использование для повышения октанового числа углеводородных отходов нефтехимического производства — этим грешат некоторые предприятия малого бизнеса. В результате такой кустарной работы внутри камеры сгорания образуется осадок, который при высокой температуре превращается в полимерную пленку и намертво приваривает одни детали к другим.

Если перевести все вышесказанное на язык практики, то резюме выглядит таким образом: на городских АЗС достаточно много топлива, которое из-за неблагоприятных обстоятельств (повышение, понижение температуры, незачищенные резервуары и пр.) или просто со временем разлагаются на низкооктановый бензин и смесь углеводородов неопределенного состава, но однозначно портящих двигатель.

Моющие присадки

Они выполняют сразу 3 важнейшие функции: увеличивают полноту сгорания, предупреждают отложение осадка на стенках камеры и снижают выброс в атмосферу таких опасных веществ, как СО (угарный газ), соединеня азота и др.

Здесь прекрасно зарекомендовали себя две присадки этого класса — «Евро» и «Футура». Принцип их действия одинаков: и «Евро», и «Футура» содержат кислород, который при определенной температуре высвобождается и в тех участках камеры, где кислорода недостаточно, помогает топливу сгорать полностью. Это, во-первых, уменьшает расход бензина, который при дефиците кислорода не сгорает, а коксуется, а во-вторых, помогает образованию нетоксичных газов, которые выводятся из камеры сгорания наружу, вместо того, чтобы откладываться на стенках, приводя двигатель в негодность.

Единственный «подводный камень», подстерегающий автолюбителя при использовании моющих присадок, — это опасность приобрести подделку вместо настоящего бензина «Евро» или «Футура» или столкнуться с несоблюдением правил эксплуатации оборудования АЗС. Но в этом случае совет может быть только один: пользоваться услугами лишь тех компаний, которые известны своим вниманием к качеству продаваемого топлива и имеют все необходимые технические условия для его обеспечения.