Мутанты, маньяк, призраки и 1984

Амурское утро
Недавно в прокат вышли 4 картины, и лишь одну из них можно назвать громкой, да и то с натяжкой – это вторая часть кинокомикса «Фантастическая четверка». Новым фильмом отметился один из самых плодовитых отечественных режиссеров Балабанов.

Мутанты, маньяк, призраки и 1984

Оставшиеся две премьеры призваны немного попугать зрителя – в основном, конечно, это задача джей-хоррора «Посланники», но и новая актерская работа Кевина Костнера «Кто вы, мистер Брукс» посвящена темной стороне души среднестатистического американца. Таким образом, премьерная обойма хоть и укомплектована неплохо, но каких-либо сюрпризов и прорывов не ожидается.

Как бороться с пожирателем планет

История про четверых супергероев, заполучивших в космическом путешествии чудесные способности в свое время была с должным удовлетворением воспринята зрителем. Успех обеспечивали три важнейших критерия экранизированного комикса – неплохие спецэффекты, отсутствие претензий на серьезное кино и Джессика Альба в одной из главных ролей. Удивительно, но на создание второй части ушло всего два года – видимо, графического материала по-прежнему предостаточно, актеры тоже были не против, оставалось только основательно покорпеть над визуальным рядом.

Получилось, причем даже лучше, чем в первой части. Полеты по городским улицам и сквозь здания, переворачивающиеся автомобили, напуганные граждане – хаос и разрушение, которые привнес в мирную жизнь планеты (которая, конечно же, опять висит на волоске) Серебряный Серфер из космоса, изображены с профессионализмом. Бредятина, конечно – но вспомните первую часть «Человека-паука», там Зеленый Гоблин тоже летал на какой-то дурацкой доске, оборудованной огнестрельным оружием, и ничего, почет, уважение и сборы.

Но вспомните первую часть «Человека-паука», там Зеленый Гоблин тоже летал на какой-то дурацкой доске, оборудованной огнестрельным оружием, и ничего, почет, уважение и сборы

Итак, на этот раз четверке героев придется поднапрячься – ведь совсем недавно им всего-то и нужно было, что с использованием численного преимущества запинать доктора Дума, который, как водится в комиксах, вроде бы никакой и не доктор, но звучит солидно. Мало того, что Серфер сам кого хочешь запинает – так он еще и не себе голова, а только посланник беспощадного космического зла, предпочитающего на завтрак отнюдь не гренки с маслом, а планеты, галактики и прочую несъедобную гигантскую материю. Единственное, что можно гарантировать – зрителю от начала и до конца понятно, на что потрачены 130 миллионов долларов бюджета. Картинка радует и отвлекает от безумия сюжетной линии.

Короткий взгляд из будущего

Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова непохож на основные его опусы вроде обоих «Братьев» или «Жмурок». В своей новой картине режиссер обращается к советской эпохе времен начала конца – 1984 году. Синдром восьмидесятых-девяностых всегда был свойственен Балабанову, постоянно иллюстрирующему свои картины мрачными картинками из некрасивой жизни советских людей, уставших быть советскими людьми.

Жестокость, сопровождающая фильм по ходу развития сюжета – может быть, и гипертрофирована, но оправдана. По некоторым слухам, многие актеры отказались сниматься в «Грузе 200» именно по этой причине. Впрочем, подробное изучение и изображение насилия – тоже один из фирменных приемов Балабанова, который считает, что демонстрирует правду жизни. Честно, правдиво, но слабонервным лучше не рисковать.

Провинциальный городок с ничего уже не обозначающим именем Ленинск. Время, когда цинковые гробы из Афганистана доставляются в сотни и тысячи таких городков, разбросанных по огромной территории Советского Союза. После дискотеки исчезает без вести дочь секретаря райкома партии – событие, которое по тем временам можно назвать сенсационным. Капитан милиции Журов, которому поручают расследовать произошедшее и найти девушку, должен заниматься еще одним преступлением – жестоким убийством на окраине города. Дальнейшее развитие сюжета настолько ужасно и предсказуемо, что вместо раздражения вызывает чувство неотвратимости будущего, ожидающего героев – и, как следствие, становится не недочетом, а художественным приемом, не раз и не два использовавшимся в мировом кинематографе.

Радует появление Алексея Серебрякова, который, похоже, взял за правило сниматься в чуть ли не эпизодических ролях. Все-таки одному из лучших актеров современной России не мешало бы и почаще появляться на широком экране, пусть даже и не с частотой Гоши Куценко. В целом – достойный фильм, который не разочарует поклонников Балабанова, но и не очень-то восхитит остальных. С другой стороны, оправданность жестокости, которая не всегда очевидна с первого просмотра, при более внимательном все-таки обнаруживается. Балабанов позволяет нам еще раз заглянуть во время, которое к нам уже никогда не вернется. Вопрос только в том, хочешь ты туда заглядывать или нет.

Еще одна скучная сказочка на ночь

Вроде бы прошло время, когда переизбыток джей-хорроов отчетливо ощущался в потребительской корзине кинозрителя. Истерия, связанная со «Звонком» и «Проклятием» медленно, но верно сошла на нет, и фильмы про бледных мертвых брюнеток в ночных рубашках до пят, а также призраков маленьких детей, с вариациями на тему зола и добра перестали донимать нас с частотой два раза в месяц. Но остались-таки неугомонные, и одни из таких – гонконгцы братья Пан представляют нам свой первый фильм, сделанный на голливудской базе.

Братья в страшилках по-азиатски не новички – ведь именно они сняли две части фильма «Глаз», добравшегося до российского зрителя по разным каналам и окончательно укрепившего его во мнении, что на этом с джей-хоррорами пора завязывать. Тратить полтора-два часа на то, чтобы зевать, ругаться и один раз вроде бы вздрогнуть – это, пожалуйста, не к нам, несите дальше. «Посланники», по идее, должны были несколько реабилитировать братскую пару режиссеров в глазах зрителя – все-таки и бюджет побольше, и возможностей в Голливуде пруд пруди, и актеры наконец-то своим видом не напоминают нам о том, что на выходных придется идти на рынок.

Зачем семьи, пережившие какое-либо неприятное событие, уезжают приходить в себя в подобные места, окруженные подсолнухами

Тем не менее, американский блин хоть и не вышел комом, но лег в ту же стопку, что и гонконгские. Да, собственно, в этом блинчатом пироге присутствует великое множество подобных фильмов. Как обычно, фигурирует проклятый старый дом, в который переезжает подозрительное семейство, состоящее из мамы, папы, дочки тинейджерских лет и трехлетнего мальчика. Мальчик, естественно, из разряда этих самых мерзких маленьких молчунов, которые видят всякую потустороннюю пакость везде, где бы они не очутились.

Дальше по проторенной дороге: тени, стремительно пробегающие за спиной у ничего не подозревающих персонажей, пятна на стенах, которые должны нас пугать, но почему-то вызывают разве что справедливое ощущение неопрятности бывших жильцов этого дома, конечности (и верхние, и нижние) трупного цвета, высовывающиеся из самых необычных мест, странное поведение психопомпных ворон и прочая муть. Все это давно уже никого не пугает. Под ничем неоправданный скрип половиц зритель в очередной раз понимает, что его надули. Долго разговаривать об этом невозможно – как и в сто пятый раз удивляться, зачем семьи, пережившие какое-либо неприятное событие, уезжают приходить в себя в подобные места, окруженные подсолнухами, и почему родители не сдают в спецприемники подобных малышей. «Звонок», похоже, останется истинным шедевром в этом длинном и однообразном ряду.

Доктор Костнер и мистер Херт

Давненько мы не наблюдали такого дружного появления звезд американского кино, находящихся в странном положении: с одной стороны, их как бы все еще помнят, а с другой – свалка истории уже призывно поблескивает на близком горизонте всем, чем свойственно поблескивать свалкам. В фильме «Мистер Брукс» (который в российском прокате зачем то называется «Кто вы, мистер Брукс?», напоминая нам о дурацких книгах про йети и вампиров) перед нами предстают Кевин Костнер, Уильям Херт и – о чудо! – Деми Мур, о которой в последнее время говорят только в связи с молодым супругом Эштоном Катчером.

Чтобы долго не рассусоливать по поводу песка, которым эта плеяда посыпает съемочную площадку, скажем просто: как играли, так и играют. Особенно это относится к Кевину Костнеру, выражение лица которого утратило способность меняться со времен «Танцев с волками». Все-то ему не по себе, знаете ли.

Итак, старая добрая история про Джекила и Хайда образца девяностых: успешный бизнесмен и приличный человек Брукс скрывает в себе второе Я. Даже, скорее второе ОН, потому что и выглядит, и ведет себя это самое альтер-эго прямо-таки отвратительно. И, как водится, заставляет мятущегося Брукса время от времени постреливать и помучивать ни в чем не повинных людишек. Опять же, как водится, талантами Зодиака в плане скрывания себя любимого от правосудия Брукс не обладает, поэтому вскоре на его пороге появляется женщина-полицейский. Последний образ настолько примелькался в кино, что тут уже абсолютно неважно, играет перед нами Деми Мур, Джулианна Мур или переодетый в женщину Гэри Мур.

По ходу сюжета зрителю остается разве что вылавливать из картины откровенно и не очень спертые моменты, которые давным-давно использовали и убрали в нижний ящик стола создатели самых главных американских фильмов о противостоянии маньяка и следователя. Но, господа – честное слово, лучше еще три раза пересмотреть «Семь», «Молчание ягнят» или даже «И пришел паук», нежели мучать себя видом пожилого Костнера, шляющегося по собраниям анонимных алкоголиков и пожилой же Деми Мур, постоянно примешивающей в ход следствия свои непонятные проблемы с разводом. А кто он, мистер Брукс – это сразу понятно, да и неинтересно в результате.

Андрей Кубич
  • Теги:
  • нет


Будем рады, если статья понравилась. Ещё рекомендуем прочитать: «Рыбалка на Амуре». Спасибо что Вы с нами!