Телевидение тоже уходит в Сеть

Амурское утро
Телеконтент неуклонно стремится в компьютер: многие телеканалы предлагают зрителям возможность просмотра эфира через Cеть, сайты предоставляют место для размещения контента любительского качества.

Телевидение тоже уходит в Сеть

Этим с удовольствием пользуются создатели сериалов, а некоторые любители умудряются создавать собственное телевидение, передавая в Cеть картинку с закрепленной на голове камеры в режиме 24/7.

Наступление Интернета на телевидение началось не вчера, но в последние месяцы оно приобрело такие масштабы, что не заметить его просто невозможно. Даже сами телевизионщики признают, что пришла пора меняться. «Традиционного телевидения не будет через семь-десять лет», — уверен продюсер CBS Ким Мозес. Оно не исчезнет — оно мутирует в нечто новое.

«Традиционного телевидения не будет через семь-десять лет», — уверен продюсер CBS Ким Мозес. Оно не исчезнет — оно мутирует в нечто новое.

Речь идет не о видеосервисах. Заканчивается тестирование сразу нескольких проектов, в которых идея интернет-телевидения реализована принципиально иначе.

Самый известный из них называется Joost и затеян создателями Skype и Kazaa Никласом Зенстромом и Янусом Фрисом. Картинка, которую обычное телевидение передает по радио и кабельным сетям, в Joost транслируется по пиринговой сети. Сервер передает данные только части клиентов, остальные же пользователи получают их по эстафете от клиентов «первого круга».

Впрочем, обычный пользователь об этом вряд ли догадается. Все технические подробности надежно спрятаны, а на поверхности — простой и удобный полноэкранный интерфейс, который телезрителям, пожалуй, будет даже понятнее, чем компьютерщикам.

Бета-версия продукта позволяет просматривать через широкополосное соединение передачи, выпускаемые несколькими десятками телеканалов. Львиную долю составляет продукция медиаконгломерата CBS, в которую, кстати, входят MTV и Nickelodeon. Бета-тестерам пока доступно не все из них, но вскоре создатели Joost обещают расширить выбор до нескольких сотен каналов.

Однако качественная картинка — это далеко не все. Уже в текущей версии программы присутствует возможность просмотра передач с комментариями. В финальной версии у зрителей появится возможность самостоятельно комментировать видео, читать комментарии других пользователей, выставлять рейтинги шоу и присваивать контенту теги.

Развитие подобного сервиса с одной стороны может оттянуть на себя пользователей традиционного, спутникового и кабельного ТВ, также пользующихся Сетью, и привлечь дополнительную аудиторию, предпочитающую телевидению сетевые медиа.

Хорошие идеи редко приходят в голову только одному человеку. Хотя Joost еще не открылся (сервис находится в стадии закрытого бета-тестирования), у него уже появились конкуренты. Авторы проекта Babelgum, похоже, работают над реализацией той же самой идеи.

Программа еще не готова, поэтому судить приходится по общим словам на сайте. Обещают «новую эру телевидения» и «новое медиа для зрителей, владельцев контента и рекламодателей».

В первых отчетах бета-тестеров Babelgum описывается программа, отличающаяся от Joost только количеством и разнообразием каналов. Вместо того чтобы дублировать настоящие телеканалы, создатели Babelgum создали собственные тематические каналы: канал трейлеров, канал рекламы, спортивный канал, анимационный канал и еще несколько — всего девять штук (во всяком случае, пока).

Интерфейс напоминает интерфейс Joost. Программа запускается на полный экран и сразу начинает воспроизводить видео. Элементы управления появляются только по запросу пользователя и исчезают сразу же, как только оказываются не нужны.

Попытки создать нечто подобное предпринимались и ранее, однако наиболее успешная из них — швейцарский онлайновый сервис Zattoo, предлагает пользователям набор бесплатных европейских телеканалов. К тому же работает сервис пока не везде: устанавливаемый софт определяет географическое расположение клиента, и если он находится не в Швейцарии, шансов воспользоваться услугой нет. Впрочем, в перспективе создатели предполагают как добавить контента, так и распространить действие сервиса на остальные европейские страны, США и Канаду.

Фактически в течение ближайшего года должно определиться, кто именно станет используемой по умолчанию площадкой для хостинга телеконтента. Год назад похожая схватка разворачивалась между видеосервисами. Точку в ней поставил Google, признавший поражение Google Video и выложивший за Youtube полтора миллиарда долларов.

Год назад схватка разворачивалась между видеосервисами. Точку в ней поставил Google, признавший поражение Google Video и выложивший за Youtube полтора миллиарда долларов.

Популярность Kazaa и Skype играет на руку создателям Joost. Им удалось создать вокруг своего проекта шумиху, о которой Babelgum и другим сервисам остается только мечтать. Но вряд ли это гарантирует им победу. Возможно, идея интернет-телевидения хорошо выгядит на бумаге, но окажется никому не нужной — кто поручится, что это не так?

Остается лишь смотреть за развитием сюжета. Если из Joost, Babelgum и других похожих сервисов что-то выйдет, приспосабливаться к новому глобальному вещанию, не привязанному ни к месту, ни к сетке передач, придется и производителям контента, и телевещателям, и рекламодателям.

Интерес людей к онлайновому видео растет, и эта новая ниша, пока осваиваемая с равным успехом профессионалами и любителями, еще явно не продемоснстрировала всего своего потенциала. Итогом перемен может стать изменение значения самого слова «телевидение», ныне ассоциирующегося с неинтерактивным, односторонним, устаревшим на общем фоне медиа. Тэги, поиск, общение с другими зрителями, комментарии и персональная организация контента расширяют толкование термина до непрерывного видеопотока любого происхождения.

Артем Скрип