Русские машины: мы тащимся

Авто
Последние два года для отечественных автопроизводителей оказались решающими. Ставки на автомобили класса люкс (новая модификация «Волги» и все та же «Лада-Калина») оказались биты самими же производителями.

Русские машины: мы тащимся

Машины не смогли удержаться в ценовом сегменте эконом-класса, а до люксовского уровня по техническим характеристикам и эксплуатационным качествам так и недотянули. Российским заводам пришлось признать: хороших моторов, надежных деталей и качественной сборки в нашей стране в ближайшие пять лет не будет. Есть сомнения и в безопасности российских авто: так, по сведениям одного солидного издания, разработчики «Лады-Калины» открыто заявили о том, что «требования безопасности водителя и пассажиров не стояли в списке задач при разработке автомобиля».

Обычная для наших отцов и дедов практика протягивания гаек по всему периметру только что съехавшего с конвейера автомобиля в наше время кажется просто дикой, а без такой «подготовки» новая машина может просто не доехать до дома. «Облагороженный» кузов любого отечественного автомобиля, несмотря на узнаваемые западные черты, все равно выдает российское начало, а явные следы коррозии через пару лет эксплуатации на 100% подтверждают «совковую» породу машины. То же самое можно сказать про варварскую подгонку деталей кузова, ужасные механизмы электрических стеклоподъемников, противно дребезжащую приборную панель и практически любой элемент автомобиля. Ходовые качества и срок службы отдельных деталей вообще заслуживают отдельного разговора: случаи, когда люди боятся на отечественных автомобилях совершать междугородние поездки, уже вошли в каноны российской автоистории.

Русские машины: мы тащимся

Все эти факторы не замедлили сказаться на динамике продаж отечественных автомобилей. По отчетам аналитиков, уровень продаж в 2006 году практически остался на уровне 2005 года, и заметных улучшений не предвидится. По различным прогнозам, отечественный автопром или получит небольшой рост продаж (в районе 7-10%), или потеряет столько же, причем второе — более вероятно. В своих бедах российские заводы главным образом винят Восток: с одной стороны, продукцию АвтоВАЗа ставят под удар ввезенные в страну недорогие подержанные праворульные иномарки, а с другой — набирающий силу импорт новых конкурентоспособных японских и корейских автомобилей. Однако на самом деле у российских автомонстров есть и куда более близкий и серьезный соперник — Запад.

С одной стороны, продукцию АвтоВАЗа ставят под удар ввезенные в страну недорогие подержанные праворульные иномарки, а с другой — набирающий силу импорт новых конкурентоспособных японских и корейских автомобилей.

Недавно на встрече с представителями СМИ Дальневосточного федерального округа первый вице-премьер РФ Сергей Иванов признался, что не видит перспективных образцов отечественных легковых автомобилей. В связи с этим вице-премьер отметил положительный опыт привлечения в Россию мировых автомобильных корпораций, которые уже активно начали открывать в России свои производства».

По мнению Соломона Беккера, руководителя компании «Объединенные стратегические консультанты», «судьба отечественного автомобилестроения уже давно вызывает серьезные опасения. Продукция российского автопрома теряет свои позиции на рынке, уступая их иностранным автомобилям. Тем не менее АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в стране, пока еще лидирует по объемам продаж автомобилей в России. Более того, компания с оптимизмом смотрит в будущее, собираясь наращивать объемы производства», — констатирует эксперт.

Русские машины: мы тащимся

Однако, отмечает он, «уже сегодня российскому автопрому тяжело конкурировать с продукцией иностранных автокорпораций. Основная опасность для отечественной продукции исходит от производств, расположенных на территории России. Это позволяет иностранным компаниям устанавливать доступные цены на свою продукцию. Также теснят российские «легковушки» и корейские автомобили, которые хоть и производятся за границей, но на российский рынок поступают по приемлемым ценам», — указывает Соломон Беккер. Сегодня, по его словам, российский автопром ориентирован преимущественно на регионы, где его, несмотря ни на что, пока еще более дешевая продукция пользуется спросом. Хотя региональные дилеры уже жалуются, что склады забиты продукцией, спрос на которую постоянно падает.

«Вероятно, что ближайшие два года станут последними для отечественного автопрома, — полагает эксперт. — Какой-то объем производства, скорее всего, сохранится, но рынок оккупируют иностранные компании. К 2010 году свои сборочные заводы в России намерены открыть ведущие мировые автопроизводители: Volkswagen, Toyota и Nissan, также о намерении построить производственные мощности заявляла компания Mitsubishi. К тому же уже сегодня в России собирают автомобили Ford, Renault и Chevrolet. Конкуренция более чем достойная, и вряд ли российский автопром, продукция которого всегда вызывала бурю нареканий, будет достойным соперником иностранным автогигантам в борьбе за место на российском рынке».

— Вероятно, что ближайшие два года станут последними для отечественного автопрома, — полагает эксперт. — Какой-то объем производства, скорее всего, сохранится, но рынок оккупируют иностранные компании.

Вероятно, единственный выход из сложившегося положения — создание дешевого качественного автомобиля. АвтоВАЗ попытался решить эту проблему и в конце 2006 года заключил соглашение о создании совместного предприятия с канадской компанией Magna. Канадцы пообещали разработать для АвтоВАЗа дешевый автомобиль. Однако надежды на возрождения российского автопрома почти лопнули, когда канадцы представили проект авто стоимостью около 14 тыс. долларов.

Русские машины: мы тащимся

Между тем если Западу удастся составить достойную конкуренцию отечественному автопрому, в чем, собственно, сомневаться не приходится, то его будущее представляется в весьма темных тонах. Аналитики прогнозируют лидеру отечественной автоиндустрии АвтоВАЗу солидную потерю позиций на рынке России: в 2007 году его производительностьдолжна составить около 33% против 40% в году минувшем. Нетрудно представить, что будет с продукцией АвтоВАЗа, если конкуренцию ей начнут составлять не подержанные «японки» с правым рулем и неправильными фарами, а новенькие французские и американские автомобили с фирменной гарантией автосалонов. Впрочем, есть у «Автоваза» и маленький повод для радости: по мнению все тех же аналитиков, эта компания имеет все шансы стать последним героем, а точнее, последним оплотом российского автопрома: когда все остальные производители будут уже неспособны конкурировать с зарубежными автокомпаниями, волжский автогигант все еще будет ковылять — «на честном слове и на одном крыле».

Лидеры мирового автопрома в 2006 году

1. GENERAL MOTORS — 9.1 млн шт.

2. TOYOTA — 8,1 млн шт.

3. FORD — 6.4 млн шт.

4. VOLKSWAGEN — 5.7 млн шт.

5. DAIMLER CHRYSLER — 4.7 млн шт.

6. HONDA — 3.6 млн шт.

7. NISSAN — 3.5 млн шт.

8. PEUGEOT CITROEN — 3.4 млн шт.

9. HYUNDAI — 2.5 млн шт.

10. RENAULT — 2.4 млн шт.

15. АВТОВАЗ — 0.8 млн шт.

Дебют: Лада Приора


Между тем, в свет вышел новый автомобиль Лада Приора. Рекомендуемая цена составляет 282480 рублей — это около $10900 по нынешнему курсу. Как уверяют вазовцы, у новой машины более 350 оригинальных деталей и узлов. Электроусилитель руля, новые панель приборов и обшивка дверей, модернизированная коробка с усиленными синхронизаторами и измененным механизмом смены передач, увеличенный тормозной цилиндр, улучшенная шумоизоляция… В бамперах теперь есть усилители и демпферы. От десятки машина разнится фарами, капотом, крышкой багажника, передними и задними крыльями. Двигатель — 16-клапанник рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 98 л.с. из нового семейства моторов с облегченной шатунно-поршневой группой.

Русские машины: мы тащимся

Изменения коснулись и подвески: спереди у Приоры новые стойки с бочкообразными пружинами и усиленными амортизаторами, а сзади появился стабилизатор. Приора стала первой машиной российской разработки, которая серийно оборудуется подушкой безопасности и мультиплексной проводкой. Первое время седан будет выпускаться в базовой комплектации. Норма: подушка, электроусилитель руля, центральный замок, электростеклоподъемники передних дверей, иммобилайзер, электронные часы и бортовой компьютер. В июле Приора полностью вытеснит с конвейера ВАЗ-2110. Хэтчбеки начнут собирать в феврале 2008 года — в сентябре этого года начнется производство «пилотной» партии.

Глеб Супко
  • Теги:
  • нет


Следующая статья называется: «Mitsubishi GTO». Благодарим за внимание!