Бензин и дизель – кто кого?

Авто
Говорят, что звук от работы дизельного двигателя на холостых оборотах в точности совпадает по частоте с мурлыканьем кошки. Этот звук не только успокаивает человека, но и обладает целебными свойствами. Данный материал-сравнение готовился не в самый удачный момент для одного из двух испытуемых…

Бензин и дизель – кто кого?

Мороз и дизель


Дело в том, что при низких температурах исправный бензиновый двигатель зависит лишь от емкости аккумулятора и вязкости масла, в то время как дизель «молится» еще и на качество топлива. В мороз солярка, как холодец у умелого кулинара, становится желеобразной. Вода, которой недобросовестные продавцы горючего разбавляют дизельное топливо, замерзает и намертво закупоривает «артерии» автомобиля. Получается, что для уверенности в завтрашнем дне хозяину авто с бензиновым двигателем нужно заблаговременно купить только провода для «прикуривания» и приготовить 50 рублей для донора со свежим аккумулятором. Владелец же дизельного автомобиля оказывается перед непростым выбором.

Конечно, можно установить на свою машину дорогостоящую систему отопления, которая (в зависимости от количества наворотов) может гарантировать не только запуск двигателя в лютый мороз, но и обогрев салона. Во-вторых, можно собрать недорогой комплект первой помощи, включающий в себя паяльную лампу для прогрева бензобака, баллончик с эфиром для впрыскивания под воздушный фильтр, трос для буксировки, длинную отвертку с лоскутами тряпки для изготовления фитилей и провода для «прикуривания». В любом из вариантов желательно при каждой заправке заливать в топливный бак присадку-антигель, которая, безусловно, делает свое дело, но не всегда ей под силу растопить российскую солярку. Достаточно оценить только перечисленные перспективы на зиму, чтобы чаша весов не просто склонилась, а упала на сторону бензиновых моторов. Но не все так плохо. У дизелей есть еще пара козырных тузов в рукаве… Но о них — в свою очередь.

Эксплуатация


Мы уже поняли, что в российских условиях немаловажную роль при выборе авто с дизельным либо бензиновым двигателем играют зима и топливо. Оба фактора против дизелей, но только при условии, что температура «за бортом» будет опускаться ниже -15 градусов Цельсия, у нас в области температуры гораздо ниже. Попробуем перечислить основные плюсы эксплуатации автомобиля с дизельным двигателем.

В российских условиях немаловажную роль при выборе авто с дизельным либо бензиновым двигателем играют зима и топливо. Оба фактора против дизелей...

1. Солярка стоит меньше бензина, а с грузовика ее можно купить еще дешевле.

2. Ресурс дизелей (даже российского производства) не оставляет шансов бензиновым конкурентам (МАЗы и камазы накручивают по 2-3 миллиона километров).

3. Очевидная экономичность — 2,5-литровый дизель по городу укладывается в 8 литров на 100 км, а аппетит дизельных грузовиков с длиннющими многотонными фурами за «плечами» сравним с большими бензиновыми внедорожниками.

4. Максимальный крутящий момент средненького дизелька — мечта даже для 3-3,5-литровых бензиновых «шестерок». Благодаря тому, что максимальный крутящий момент у дизелей достигается на малых оборотах, даже неумело брошенная педаль сцепления не способна заглушить мотор (конечно, если постараться, то можно доказать и обратное), который легко приведет в движение автомобиль на холостых оборотах.

5. Дизели не боятся воды (главное, чтобы воздухозаборник был выше уровня воды, а остальное уже не важно). Особенность дизельного мотора в том, что если его запустить, электричество для дальнейшей работы уже не нужно. Чтобы заглушить дизель, мало разорвать все электрические цепи, нужно прекратить подачу топлива или воздуха. Именно поэтому настоящие (серьезные) внедорожники, танки и бронетранспортеры, способные преодолевать водные препятствия, выпускаются с дизельными моторами.

6. Солярка плохо воспламеняется.

Обслуживание и ремонт


Особенностей обслуживания дизельных двигателей практически никаких нет. Как и все моторы, дизели любят хорошее топливо и хорошее масло. Приобретая расходники к дизелю, нужно помнить, что на моторном масле, топливных фильтрах и свечах накаливания должно быть написано DIESEL. Все остальное (колодки, тормозная жидкость, воздушные фильтры и др.) практически всегда аналогично бензиновым версиям.

Как известно, дизельные двигатели имеют несколько иной принцип действия, чем бензиновые, и поэтому требуют принципиально другой тип свечей. Специально для дизелей и созданы свечи накала. Свеча накала нужна для создания в камере сгорания рабочей температуры, после чего при определенной компрессии происходит возгорание топливной смеси. Свеча имеет рабочую температуру 700-850 град. C.

Лет 10 назад считалось, что обслуживание дизельного двигателя выходит дороже, чем бензинового, мол, масло дороже и свечи не дешевые. Сегодня же ситуация совсем иная: цены на все дизельные расходники приемлемые, не обременительные для хозяев автомобилей с дизельными двигателями: так, свечи накаливания стоят 200 рублей за штуку, а цена на дизельное моторное масло аналогична цене на масло для бензиновых моторов. Как уже упоминалось выше, в статью расходников можно смело записать присадки к топливу, которые желательно регулярно добавлять в бак при заправке, чтобы мотор лучше переваривал то, чем его кормят, и, следовательно, дольше жил.

Самая серьезная болезнь


В большинстве своем работы, связанные с ремонтом дизельных двигателей (по трудозатратам и цене), аналогичны работам, связанным с ремонтом бензиновых моторов: те же поршни, коленвалы, кольца, вкладыши, блоки, головки, в некоторых случаях турбины и др. Картину портит только одна деталь — ТНВД (топливный насос высокого давления, исполняющий роль инжектора). Ремонт ТНВД очень дорог (от 300 до 1500 долл. США), а замена ТНВД на новый может оказаться сравнима по цене с приобретением вполне приличной подержанной иномарки. Кстати, за ремонт дизельного двигателя возьмется не каждый сервис, и прежде чем удастся пристроить машину к дизельному доктору, придется попотеть в поисках.

Можно сказать, что ТНВД — это сердце дизельного мотора, и если оно остановилось, вернуть двигатель к жизни будет очень дорого стоить. Зато при должном уходе топливный насос высокого давления может безукоризненно служить до миллиона километров пробега. Цифра может быть и больше, но ничто не вечно, и износ деталей ТНВД рано или поздно даст о себе знать. Дизельные двигатели «Хайтед» доказали свою высочайшую надежность даже в самых суровых условиях.

Точки над I


Чтобы сделать окончательный выбор в пользу дизеля, необходимо взглянуть на наше сравнение с другой стороны: чем бензиновый двигатель лучше дизельного?

Плюсов у бензинового мотора, оказывается, только два:

1. Бензин морозоустойчив, поэтому машины заводятся практически в любой мороз;

2. Бензиновые двигатели более оборотистые, чем дизели, поэтому значительно резвее дизелей.

Со вторым утверждением поспорить довольно сложно. Действительно, дизели медлительны, за исключением самых последних разработок, которые уже способны соперничать с бензиновыми двигателями, но доступны только на дорогих моделях всего двух-трех автопроизводителей.

Зато преимущество под номером 1 легко аннулируется с помощью отопительных систем, о которых упоминалось выше. Затраты на модернизацию — от 200 до 1500 долларов.

В итоге получается, что при условии изначального вложения определенной суммы денег в автомобиль, оснащенный дизельным двигателем, плюсы такого автомобиля по сравнению с бензиновым аналогом значительно перевешивают минусы, к которым, как мы уже определились, можно отнести только проигрыш в динамике разгона.