Вкус Азии

Авто
Борьба за потребителя между европейскими, американскими и азиатскими изготовителями машин уже скрытно идет, хотя внешне все выглядит благополучно: продажи автомобилей в России растут с огромной скоростью, и места пока всем хватает.

Вкус Азии

Об обострении конкуренции говорит хотя бы то, сколь внимательно стали относиться к покупателю европейские производители, пересматривая цены, вбрасывая целыми линейками новые модели и вводя все более заманчивые потребительские программы. По мнению главы компании Ford в России Хенрика Нензена, рынок в России сейчас находится в той фазе, когда потребитель уже не просто покупает автомобиль на сумму, которая у него есть, а выбирает бренд и конкретную модель.

Нашествие с Востока


Рынок иномарок в России начинался с европейских брендов. Но машины из Азии доминируют на нем уже шестой год. В десятке самых продаваемых семь брендов — именно азиатские. А в топ-25 самых популярных иностранных марок в России входят уже все автомобили с Востока, какие только представлены в нашей стране. Продажи азиатских машин у нас растут не только в абсолютных объемах (более чем на 60% в год), но и относительно занимаемой доли рынка. Присутствие японских брендов с начала года увеличилось, например, с 32,2% до 34,9%, корейских — с 25,6% до 26,2%. А недавно появившиеся в России китайские марки, по разным подсчетам (точных сведений о продажах машин по-прежнему нет), занимают уже не менее 5% рынка иномарок, и их доля растет как на дрожжах. В целом на азиатские бренды приходится более 62% всего рынка иномарок в нашей стране.

В скором времени автомобили из КНР отнимут рынок сначала у российского автопроизводителя, потом — у корейского, а затем замахнутся и на японцев.

Машины из Азии привлекают российских покупателей качеством сборки и высоким уровнем комфортабельности. О японских автомобилях такое мнение сложилось еще с советских времен. Теперь на качество нажимают корейцы. Тем же путем пошли и китайцы, поняв, что важно не просто слепить привлекательный внешне автомобиль, но и собрать его качественно. Именно этот фактор обеспечивает 70% устойчивого сбыта машин, и лишь 30% приходится на правильную ценовую и маркетинговую политику, а также послепродажный сервис.

Правда, миф об особом качестве азиатских автомобилей опровергают независимые исследования. По их данным, количество поломок и выходов из строя европейских и азиатских автомобилей при длительной эксплуатации практически равно. Построение машин на однотипных платформах, внедрение новых роботизированных технологий и снижение доли ручного труда приводят к тому, что разница между брендами нивелируется. А комфортабельности (главным образом это касается японских автомобилей) европейцы противопоставляют лучше отстроенные ходовые и драйверские характеристики. Но сегодня и этими факторами азиатские заводы начали активно заниматься.

Азиаты также берут покупателей доступностью своих авто. На нашем рынке их машины успешны потому, что занимают в основном нижнюю ценовую нишу в своих классах. Конкурировать с ними по цене труднее всего. Европейцы позиционируют свои автомобили в средней и высшей стоимостных нишах: сказываются цена рабочей силы и траты на социальные программы. При этом производители с раскосыми глазами уже смело осваивают рынки дорогих, представительских и даже спортивных машин, предлагая и тут за те же деньги, что и европейцы или американцы, лучшую комплектацию и дешевые запчасти. На российский рынок они смело выводят люксовые бренды (вслед за Lexus от Toyota — Infiniti от Nissan), которые пользуются все возрастающим спросом у автомобилистов, конкурируя с европейскими премиум-брендами.

Застолбить территорию


Эксперты уверены, что рынок останется за теми производителями, кто построит у нас больше заводов и откроет их раньше. Следом за десяткой самых популярных у нас брендов плотной группой идут Volkswagen, Opel, Peugeot, Skoda, Citroen — основные конкуренты азиатских марок. На нашем рынке они сейчас особенно активны. При этом европейцы полагают, что их час еще не пробил: вместе с растущими доходами к нашим автомобилистам неизбежно придет осознание, что европейские машины достойнее и престижнее и стоят тех денег, которые за них просят, считает Константин Обухов, руководитель отдела общественных связей представительства компании Peugeot.

Битва за Китай


Особая статья — китайские машины. Косвенно о их потенциале можно судить по тому, сколько компаний желают продавать эти автомобили в России. Среди них лидеры рынка «Инком-авто» и «Автомир», группа компаний «Рольф». А у самого крупного продавца китайских машин в России — группы компаний ИРИТО (представляет шесть марок из Поднебесной) — дилерская сеть насчитывает 130 автосалонов в 52 городах.

Эксперты уверены, что рынок останется за теми производителями, кто построит у нас больше заводов и откроет их раньше.

Показательно, что и тут наибольшим спросом пользуются китайские автомобили российской сборки — Great Wall SUV G5 и Great Wall Hover, которые собирают в подмосковной Гжели, и Chery Amulet из Калининграда. Китайцы внесли сумятицу в расклад сил на нашем рынке, и сегодня большинство этих машин в дефиците. Причем некоторые эксперты полагают, что уже в скором времени автомобили из КНР отнимут рынок сначала у российского автопроизводителя, потом — у корейского, а затем замахнутся и на японцев.

В последнее пока верится с трудом. Но по такому сценарию в свое время развивались события вокруг корейских, малайзийских, а потом и индийских машин, которые, к слову, тоже хлынули к нам широким потоком. Этим путем шли и сами японцы, отбирая рынки у европейских и американских марок. Аналитик рынка Алексей Владимирский считает, что, скорее всего, на российской арене произойдет внутреннее перераспределение между японскими, корейскими и китайскими производителями, к которому подключатся иранские и индийские изготовители, а доля европейских и американских машин, особенно в верхних ценовых сегментах, при этом не уменьшится.

Владимир Салмин