Китайский автопром бьет по почкам

Авто
Китай все настойчивее заявляет о своем желании поставлять продукцию своего автопрома на экспорт. В качестве рынка сбыта в первую очередь рассматривается Россия.

Китайский автопром бьет по почкам

Купите ли Вы китайский автомобиль? (РБК)
  1. Скорее, нет 34,1%
  2. Никогда в жизни 32%
  3. Почему бы и нет 12,1%
  4. Готов купить 10,1%
  5. Уже купил 1%
  6. А разве такие бывают? 10,7%

Китай все настойчивее заявляет о своем желании поставлять продукцию своего автопрома на экспорт. В качестве рынка сбыта в первую очередь рассматривается Россия, а Амурская область может стать своеобразным плацдармом. В ушедшем году в Приамурье и непосредственной близости от него прошел целый ряд выставок достижений китайского автомобильного хозяйства, которые должны были продемонстрировать россиянам все плюсы техники из Поднебесной. Пока еще рано говорить о возможных перспективах — продукция автопрома КНР делает свои первые шаги в области. Впрочем, специалисты считают, что соседи могут всерьез рассчитывать на российский рынок при условии решения проблем сертификации и доставки (а лучше сборки на территории РФ).

Для Приамурья китайские авто не в новинку. Правда, касается это в основном автобусов, грузовиков и тяжелой техники. Справедливости ради стоит отметить, что в начале 90-х годов на Дальнем Востоке появились Volkswagen Santana китайской сборки. Однако на этом эксперимент и завершился. В последние годы на строительстве автодорог работают китайские грузовики Foton, а также бульдозеры и грейдеры. В строительных компаниях иностранной техникой довольны и считают, что она ничем не уступает отечественной и даже дешевле.

В качестве эксперимента благовещенская автоколонна закупила два китайских автобуса. Правда, для рядовых горожан они пока недоступны: их можно было видеть во главе колонны автопредприятия на 150-летний юбилей областного центра, кроме того, на китайских автобусах возят делегации высоких гостей. Импортную технику по достоинству оценил глава Росстроя России Сергей Круглик во время визита в Благовещенск.

Не исключено, что в ближайшее время нас ожидает нашествие китайских легковых машин. В Сибири и европейской части страны они уже стали привычным явлением.

Лидером российских продаж является внедорожник Great Wall Hover. Несмотря на нелестные отзывы о продукции с маркой «made in China», покупатели утверждают, что все не так уж страшно. Традиционного «китайского» запаха, якобы идущего от дешевого пластика, в салоне не ощущается, ничто не выглядит хлипким, примитивным, «сделанным в Китае».

Говорить о стоимости китайских автомобилей можно с тем же успехом, как и о цене любого китайского товара. Когда заходишь в автосалон с китайскими автомобилями и видишь большие блестящие и серьезные машины, а потом их цены, отпадает всякое желание думать о чем-то еще. Пикап за 11 тысяч долларов, среднеразмерный джип (по сути, Toyota Hilux Surf) — за 15-17 тысяч, большой внедорожник — за 23-25 тысяч. Все это стало возможно благодаря особому пути китайского автопрома.

Установив запредельные ввозные пошлины, КНР вынудил мировых производителей открывать производство на территории страны. Из 100 компаний — производителей легковых автомобилей — 37 совместные предприятия с иностранными автопроизводителями. Большинство СП расположено на юге страны. Как правило, все они в свободных экономических зонах. Производство автомобилей в Китае растет ежегодно на 25-30%.

Большое количество игроков на рынке создало конкуренцию среди совместных автозаводов. С учетом низкой по нашим, но довольно высокой по китайским меркам стоимости автопроизводители КНР практически удовлетворили потребность внутри страны и обратили свой взгляд за ее пределы. В прошлом году рост продаж китайских автопроизводителей составил 80%, причем мощности задействованы чуть более 70%. Столкнувшись с кризисом перепроизводства, КНР была вынуждена ограничить инвестиции в автомобильную промышленность.

Китайские производители уверяют, что все в машине они придумывают сами: и коробку, и систему полного привода, и светотехнику, и магнитолу, и красивые приборы. Как правило, используется лицензионный мотор от Mitsubishi или других производителей. Тем не менее ряд корпораций заявили о готовности подать иск к китайским конкурентам: так один из паркетных внедорожников до боли напоминает Honda CR-V, А Cherry QQ (в России Sweet) отличить от Daewoo Matiz можно с большим трудом.

К амурскому рынку легковушек соседи начали «пристреливаться» минувшим летом. Около 20 машин было представлено на выставке-ярмарке «АмурЭкспоФорум — 2006». Для этого пришлось решать проблемы с провозом автомобилей через таможню. Благовещенцы и гости города оценили не столько внешний вид и качество автомобилей, сколько их стоимость. Однако цены (от пяти тысяч долларов) были указаны без «растаможки», а после выставки машины увезли в Китай.

В конце июля Международная автомобильная ярмарка в Харбине собрала около 100 китайских и иностранных компаний. Причем вся экспозиция была ориентирована на пропаганду автопрома Китая и на продвижение его на внешний рынок. Автопроизводители КНР заявили, что готовы выйти на российский рынок с недорогими автомобилями уже в ближайшие два года.

А в конце декабря Международная автомобильная выставка, совмещенная с выставкой морозоустойчивых технологий, прошла на острове Большой Хэйхэ. Организаторы — Народное правительство Хэйхэ и Ассоциация автопромышленности Китая — предприняли очередную промоакцию для китайских автомобилей. Около 30 автозаводов Китая представили свою продукцию в непосредственной близости от Благовещенска. Причем соседи не скрывали, что легковушки и грузовики, сельхозтехника и прочая продукция в первую очередь рассчитаны на амурского потребителя.

В ходе торгово-экономических переговоров представители России и КНР планировали обсудить партнерство в купле-продаже автомобилей китайского производства. Начальник управления торговли Хэйхэ Мэн Синь сообщил, что для российских покупателей будет упрощена схема перевоза через таможню приобретенных машин, однако дальше слов дело пока не пошло. Главным препятствием на пути машин из Поднебесной остаются отсутствие сертификации и проблемы с транзитом: ввозить такую технику через переход Хэйхэ — Благовещенск пока нельзя. Впрочем, похоже, что для соседей это не будет являться препятствием в организации последующих выставок.

Федор Котов